После неудачной попытки захватить Лыковых в их избушке (читайте предыдущую статью о жизни старообрядцев) в верховьях Большого Абакана, отряды НКВД и наблюдателей заповедника еще несколько раз совершали рейды по заповеднику в поисках семьи староверов.
Читая сейчас материалы, посвященные этому делу, я думаю, что вряд ли сотрудниками организации, которой в то время больше всего боялись все граждане Советского Союза, двигало благородное желание убедить Лыковых выйти из тайги к людям. Главной целью все же, я думаю, было стремление наказать старовера за уклонение от коллективизации и, главное - от воинской обязанности во время Великой отечественной войны. Удивляет то, что для того, чтобы найти Лыковых, тратилось такое количество времени и денег.
Местные жители и сотрудники заповедника по-разному относились к этим поискам. Кто-то, потерявший близких на войне, или фронтовики, презиравшие отсиживавшихся в тылу, поддерживали поисковиков, но многие считали, что семью стоит оставить в покое, хотя и жалели детей и их мать Акулину, которые терпели лишения из-за упрямства старовера. Но время шло, после войны было много других неотложных дел, и поиски Лыковых постепенно прекратились, хотя руководство заповедника все еще надеялось уговорить Карпа Осиповича на работу наблюдателем, если он вдруг объявится, и таким образом, вывести семью старовера из тайги.
Но в 1951 году произошло странное событие - решением правительства страны были закрыты 100 из 120 заповедников страны, в том числе Алтайский и Саянский. Решение странное и необъяснимое, а вот последствия как раз предсказуемые: уже в следующем году на месте заповедника сразу же возник крупный леспромхоз, который получил разрешение на вырубку векового кедрача, который раньше охранялся на протяжении всего существования России.
Перед самым закрытием заповедника один из наблюдателей таки встретился с Лыковым в тайге и долго убеждал старовера выйти наконец "в мир", но решение того осталось неизменным. А потом заповедник закрыли, ученые разъехались и о Лыковых забыли совсем. А если и доходили до жителей какие-то слухи о людях, живущих в лесу, то все эти рассказы считались просто байками таежников.
В 1958 году организованная группа московских туристов, проходя по сложному маршруту в верховьях Абакана у слияния с рекой Еринат, случайно встретились с четой Лыковых. В разговоре Карп Осипович упомянул, что отделил сыновей в отдельную избушку в 4-5 км от своей. Сам Лыков, по словам туристов, выглядел "как груздь", а вот жена его, Акулина Карповна - "чисто живые мощи".
Между этой встречей и следующей встречей с геологами, после которой и пошли газетные очерки в "Комсомольской правде", прошло ровно 20 лет. Все это время семья староверов жила полностью изолированно от внешнего мира, изготавливая себе домотканую одежду и питаясь тем, что выращивали на огороде и тем, что давала тайга. С учетом сурового сибирского климата и частых неурожаев, когда, случалось, что картошку (основной продукт пропитания Лыковых) приходилось буквально выкапывать из-под снега, семья часто голодала, и в одну из таких тяжелых зим, а точнее в 1961 году, умерла жена Лыкова, Акулина Карповна.
Подписывайтесь на мой канал и читайте продолжение нашумевшей в конце XX века истории про таежных отшельников Лыковых.