«Екатерина, ты была не права!» – эти слова из популярного уже тридцать лет хита одной известной группы отражают широко распространённый миф массового сознания. Ещё в советское время ходила поговорка «Царица Катька, немка, продала Аляску!»
Таким образом, песенка группы «Любэ» не создала, а только подкрепила уже существовавшее в народе стойкое убеждение в том, что Аляску продала именно Екатерина II. На самом же деле, к моменту продажи Аляски, Екатерина Великая уже семь десятилетий как почила в бозе. За что же на покойную императрицу возводят такую напраслину?
Как ни странно, ни одного исследования этого вопроса не удалось найти. Попробуем самостоятельно разобраться, как и почему возник данный миф.
Роль Екатерины Великой в освоении Русской Америки
Вообще-то, в истории с эпохой Екатерины II связана как раз бурная колонизация Русской Америки, начало которой было положено ещё в царствование Елизаветы Петровны. В 1772 году на острове Уналашка было основано постоянное русское поселение. В 1783 году Екатерина II подписала указ об образовании Американской епархии Русской православной церкви.
Неправомерно, как некоторые делают, связывать целенаправленную колонизацию Америки Россией только с Российско-Американской компанией (РАК), которую учредил в 1799 году император Павел I. Создание РАК было искусственной монополизацией процесса колонизации. Екатерина II поощряла в этом деле конкуренцию промышленников. При ней Аляску осваивали три компании купцов. Первая – Григория Шелихова, на основе которой в дальнейшем и была создана РАК. Вторая – якутского купца Павла Лебедева-Ласточкина. И третья – братьев-купцов Фёдора и Михаила Киселёвых из Иркутска (не путать с купеческой династией Киселёвых из города Шуи).
Екатерина считала конкуренцию более полезной, чем монополии с государственным участием. Учитывая, что полугосударственная РАК в дальнейшем стала убыточной, то как знать: быть может, именно екатерининская стратегия освоения Русской Америки оказалась бы более перспективной и позволила России укрепиться в Новом Свете? Как бы то ни было, не в мифологической, а в реальной истории Екатерина Великая осталась как монархиня, более других правителей способствовавшая утверждению позиций России в Америке.
«Царица-немка»
Ключевым в мифе о продаже Аляски Екатериной II, по-видимому, является словосочетание «царица-немка». В те же 1980-е годы он встречался в школьных учебниках по истории – правда, так там называли не Екатерину II, а жену Николая II. Автор припоминает даже такую фразу из учебника: «Царица, немка по национальности, поддерживала тайную связь с Германией». Так советским школьникам «объяснялись» причины поражений русской армии в Первой мировой войне в 1915 году.
Мем «царица-немка» имеет, похоже, прямую связь с политическим мифом о государственной измене императрицы Александры Фёдоровны. Его российская оппозиция внедряла в общественное сознание накануне Февральской революции 1917 года. В провоцировании этой революции данный мем сыграл важнейшую роль.
В дальнейшем миф о том, что «царица-немка» предавала государственные интересы России в пользу Германии, прочно заимствовала советская историческая пропаганда. Хотя перед ней не стояли такие задачи, как перед либеральной оппозицией, но, очевидно, миф оказался стойким, и было удобнее его использовать, чем опровергать. А с 1930-х годов на первое место в идеологии Советского государства выдвинулись не революционные, а великодержавные мотивы. И миф об измене последней царицы «оправдывал» необходимость прихода большевиков к власти и истребления ими царской семьи.
«Позитивная» Екатерина советской исторической школы
Хорошо, но это же Александра Фёдоровна. Причём здесь Екатерина II, которая, в изображении той же великодержавной советской пропаганды, приобретала скорее положительный имидж? Два главных героя русско-советской «патриотики» – Суворов и Ушаков – прославились как раз при Екатерине. Почему именно к Екатерине II приклеился ярлык «царицы-немки», совершившей такое «изменническое» дело, как продажа Аляски?
Вряд ли это можно объяснить неоднозначностью характеристик Екатерины Великой в той же советской пропаганде. Хотя неизменно говорилось, что при ней развилось крепостное право, и Екатерина казнила Емельяна Пугачёва, но тот же Пугачёв никогда не был в народной памяти героем (хотя бы уровня Степана Разина, совершавшего одинаковое с ним дело, но сотней лет раньше). Следовательно, вбивавшееся в сознание представление о «царице-крепостнице» вряд ли могло способствовать становлению негативного мифа о Екатерине.
«Фантомная» Екатерина: технология народного исторического мифа
Представляется, что роль сыграли следующие факторы.
Во-первых, Екатерина Великая – последняя самостоятельно правившая царица в России.
Во-вторых, Екатерина Великая – самая известная из российских монархинь.
В-третьих, благодаря имени, в массовом сознании её часто путают с женой Петра Великого, которой уже триста лет приписывают негативное влияние на царя-преобразователя.
В-четвёртых, народ смутно помнит, что все жёны российских императоров были немками. Правда, предпоследняя была датчанка, но испокон веков на Руси все германские народы назывались немцами.
В-пятых, сказывается традиционное для России гендерное сознание. Если женщина присутствует в политике, то от неё может исходить только плохое. А уж если она иноземка – то тем более.
И неважно, что всё это – Пётр Великий, Екатерина Великая, продажа Аляски и «измена царицы» в Первую мировую войну – происходили в совершенно разные времена. Для мифологического сознания, как установил культуролог Мирча Элиаде, не существует реального исторического времени.
В мифологическом образе Екатерины Великой, продавшей Аляску, соединились реальные и воображаемые черты разных российских императриц XVIII-XX веков. Имя же данный сборный образ получил от самой известной из них.