Президент Франции доволен результатом, достигнутым в ходе обсуждения вопроса о фонде восстановления экономики, состоявшегося в рамках европейского саммита. Однако нельзя не отметить, что ответные меры, направленные на борьбу с последствиями эпидемии коронавируса, полностью соответствует логике либеральных догм.
Гаэль де Сантис
План восстановления экономики Евросоюза, пострадавшей от пандемии, наконец принят – правда, в урезанном виде. В результате санитарного кризиса ЕС в этом году ждёт рецессия в среднем более чем на 8%, в отдельных странах превышая 10%.
Согласно изначальному плану для поддержки наиболее пострадавших стран предполагалось выделить 500 миллиардов евро субсидий. В результате долгих согласований от этой цифры осталось лишь 390 миллиардов. Ещё 360 миллиардов предполагается выделить в форме займов. Однако за эту помощь странам-получателям придётся поступить частью своего суверенитета.
После завершения пятидневных переговоров, проходивших во время заседания Европейского Совета, Эммануэль Макрон написал во вторник, 22 июля в 5 часов 33 минуты утра, в Twitter следующую восторженную фразу: «Исторический день для Европы!» В тот день 27 стран-членов ЕС согласовали вопрос о создании фонда восстановления экономики в рамках многолетнего бюджетного плана на 2021-2027 гг. общим объёмом в 1 074 миллиарда евро.
1. Формирование общего долга.
Согласование фонда восстановления экономики, инициатива создания которого принадлежит Ангеле Меркель и Эммануэлю Макрону (они заявили об этом 18 мая), может показаться «федеральным скачком» для Европейского союза (ЕС). Дело в том, что, как и планировали канцлер Германии и президент Франции, Европейский блок, где до сих пор только отдельные государства могли брать займы, впервые возьмёт на себя общий долг.
Читайте больше: «Европа не должна портить людям жизнь».
https://humanite-russie.ru/2020/01/04/yan-brossa-evropa-ne-dolzhna-portit-lyudyam-zhizn/
Этот «Колондайк» в размере 750 миллиардов евро (что эквивалентно 5 % европейского ВВП) предназначен для финансирования проектов, направленных на восстановление экономики. Средства будут предоставлены государствам-членам ЕС в виде денежных субсидий или займов. Такие меры отвечают запросам «взаимного распределения долга», что особенно актуально для юга Европы, так как позволяет снизить процентные ставки странам, которые находятся в сложной экономической ситуации. Однако на проходивших в Европейском совете с пятницы по вторник дебатах оставили без внимания тот факт, что Европейский центральный банк (ЕЦБ) может одалживать государствам или ЕС деньги напрямую и с низкой процентной ставкой. Займы будут сделаны на финансовых рынках, поэтому проценты будут начисляться на европейский бюджет, в ущерб мерам социальной поддержки.
2. План Макрон-Меркель претерпел изменения.
Фонд восстановления экономики, согласованный во вторник и получивший название «Новое поколение ЕС», стал результатом внесённого в мае совместного франко- германского предложения, претерпевшего серьёзные изменения. Париж и Берлин хотели привлечь кредит размером 500 миллиардов евро и распределить его в виде субсидий нуждающимся государствам. Но этим дело не ограничилось, несмотря на то что во вторник Эммануэль Макрон заявил следующее: «От уступок соглашение хуже не стало».
В общей сложности только 312,5 миллиарда евро будут распределены между государствами в виде платежей. 360 миллиардов евро будут предоставлены в виде подлежащих возврату кредитов и 72,5 миллиарда евро будут направлены на финансирование политики ЕС (фонд справедливого перехода, исследовательские программы и т. д.). Примечательно, что эта политика пострадала от длительных переговоров: некоторые финансовые программы, связанные с европейским бюджетом, отошли на второй план, например, программа Eu4Health, направленная на преодоление последствий пандемии, для реализации которой первоначально был выдан кредит в 9 миллиардов евро (заметим, что на развитие сельского хозяйства планируется выделить только 7,5 миллиарда евро, что в два раза меньше обещанных 15 миллиардов).
Это и есть та цена, которую пришлось заплатить за то, чтобы группа так называемых «умеренных» стран согласилась на создание фонда восстановления экономики. Отказавшись от принципа Европы трансфертов, то есть от Евросоюза, в котором самые богатые страны платили бы (пусть немного) за самые бедные, они хотели, чтобы субсидии были сокращены до минимума. Там, где Комиссия в мае говорила о 500 миллиардах евро в виде ассигнований государствам и европейскому бюджету, а Париж и Берлин требовали не менее 400 миллиардов в начале саммита, аттракцион невиданной щедрости был уменьшен до 390 миллиардов. Победу в состязании одержали пять стран (Нидерланды, Дания, Австрия, Швеция и Финляндия), в которых проживает только 52 миллиона человек из 446 миллионов, живущих в ЕС. Более того этим странам удаётся сохранить свою «скидку». Дания, Нидерланды, Австрия, Швеция, а также Германия добились на период с 2014 по 2020 гг. сокращения суммы вносов, которые они должны вносить в европейский бюджет. Эта льгота будет оплачена другими европейскими странами.
3. Сегодняшние долги переходят в завтрашние долги.
Общая задолженность - общее погашение. 27 стран-участниц саммита рассчитывают финансировать субсидии государствам и бюджету ЕС 27 из двух источников дохода: «пластиковый налог», который может появиться на свет уже в 2021 году, и налогообложение цифровой экономики или тех видов деятельности, которые сопровождаются выбросами углекислого газа, начиная с 2022 года. Предложенная левыми партиями и некоторыми неправительственными организациями идея введения налога на богатство была отклонена. Зато планируется расширение налога на выбросы углекислого газа в авиации и судоходстве. Не факт, что новых «собственных ресурсов» на новые налоги будет достаточно. Возможно, что с 2028 года буде брошен призыв ко всем вносить вклад в общую копилку.
Этот план приведёт к росту задолженности государств-членов ЕС, особенно тех, которые наиболее пострадали от рецессии. Если им откроют кредитную линию в 360 миллиардов евро по выгодной кредитной ставке, то через тридцать лет они должны будут погасить свои займы Брюсселю. Нет никаких гарантий того, что в случае рефинансирования этого долга на финансовых рынках, процентные ставки будут такими же низкими как сегодня. Существует серьёзный риск того, что этот долг будет использован в качестве аргумента для введения политики жесткой экономии.
4. Рычаг проведения либеральной политики.
Субсидии ЕС государствам (около 70 миллиардов евро для Италии, 40 миллиардов - для Франции (то есть 40 % её плана восстановления экономики), немногим меньше для Испании) принесут глоток свежего воздуха и помогут борьбе с рецессией, которая в этом году будет более 8 % ВВП на уровне ЕС, но более 10 % в некоторых государствах. Весь вопрос заключается в том, ради какой политики? Это тоже камень преткновения.
Официально 30 % фонда должны быть направлены на проекты экологического перехода. Но в выводах саммита специально уточняется, что просьбы государств о доступе к средствам фонда европейского восстановления экономики должны соответствовать критериям «европейского семестра». Как объяснил 2 апреля сопредседатель политической группы «Европейские объединённые левые», евродепутат от партии Левых (Die Linke) Мартин Ширдеван, именно этот процесс и позволял Европейской комиссии в период с 2011 по 2018 гг. 63 раза призывать государства уменьшить свои расходы на здравоохранение. Европейская комиссия потребовала проведения реформ на рынке труда или приватизации предприятий в государственном секторе посредством «рекомендации страны».
Страны представят Европейской комиссии свои планы восстановления экономики на 2021-2023 гг., и средства будут выделены после решения Совета, квалифицированным большинством по предложению Комиссии. Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте добился «аварийного торможения», позволяющего правительству любой страны-члена ЕС обращаться в Совет, если оно сочтёт, что европейские средства используются ненадлежащим образом той страной, которая воспользовалась фондом восстановления экономики.