После окончания второй мировой войны, механизированные и танковые подразделения итальянской армии имели на вооружении иностранную технику. Основным средством переброски пехоты на большие расстояния были американские бронетранспортёры M113. В начале 80-х годов в Италии начались работы по созданию БМП которая устранила бы существующую разницу между итальянской армией и вооружёнными силами основных союзников Италии по НАТО. В 1982 г. компания "ОТО-Мелара" получила контракт от итальянской армии на разработку новой БМП. В 1985 г. было собрано две опытные машины, несколько позже — третья, являющаяся их дальнейшим развитием. Машины получили обозначение VCC-80 (Vehicolo Corazzato da Combattimento — 80). Потребность итальянской армии в таких машинах оценивалась в 500 штук минимум. Дальнейшие работы над БМП "ОТО-Мелара" вела совместно с "Фиат" ("Фиат/Ивеко"). VCC-80 относится к БМП "второго поколения", появившимся вместе с танками "третьего поколения". Естественно, что новая БМП вошла в комплекс приоритетных программ развития БТВТ — кроме программы VCC-80 комплекс включал программу С-1 создания основного боевого танка (CI "Ариете") и В-1 создания колесного (8x8) пушечного истребителя танков "Чентауро". Две последние начались позже, но обе машины состоят в производстве Теперь уже проявилась некоторая системность подхода. Для ускорения разработки, удешевления производства и эксплуатации, облегчения снабжения и ремонта все три машины унифицированы по ряду узлов и агрегатов. VCC-80 "Дардо" была принята на вооружение итальянской армии в 1992 г., но серийное производство отложили до 1997 г., снизив общий объем заказа до 350 машин. Наконец, в 1998 г. итальянская армия выдала заказ на 200 машин.
VCC-80 построен по классической для этого типа машин конструктивной схеме: двигатель и трансмиссия находятся впереди, башня — в средней части корпуса и несколько смещена вправо, десантное отделение — сзади. Рабочее место механика-водителя располагается в передней части корпуса слева. Механик-водитель попадает в машину через круглый люк, который открывается вправо. В полностью откинутом состоянии крышка люка лежит на лобовой броневой плите и не ограничивает обзора механику-водителю при езде "по-походному". Для наблюдения за местностью он имеет в своем распоряжении три перископа, смонтированных перед люком в крыше отделения управления, при вождении машины в условиях ограниченной видимости средний перископ заменяется пассивным прибором ночного видения. Справа от механика-водителя находится моторно-трансмиссионное отделение.
В средней части корпуса размещается боевое отделение, частью которого является также внутренний объем двухместной башни и подбашенной корзины. В башне располагаются командир машины (слева) и наводчик (справа). И тот, и другой попадают в БМП через индивидуальные круглые люки, которые открываются назад.
В кормовой части корпуса VCC-80 находится десантное отделение, в котором размещаются шесть солдат с полной выкладкой. Они сидят на индивидуальных складных сиденьях тремя рядами, вдоль бортов корпуса и посреди десантного отделения. Солдаты, сидящие вдоль бортов (один за другим), обращены лицами в направлении движения. Что касается пары, занимающей средний ряд, то первый солдат сидит боком к направлению движения, а второй — спиной. Десантники занимают места в машине и покидают её через цельную рампу с гидравлическим приводом, расположенную в кормовой стенке корпуса, или через три люка (два прямоугольных и один круглый) в крыше десантного отделения. На случай выхода из строя гидравлического привода, в рампе имеется небольшая дверь, которая открывается вручную. Пять солдат могут вести огонь из стрелкового оружия изнутри машины. Для этого в бортах корпуса имеются по два стрелковых гнезда, еще одно предусмотрено в задней стенке.
Проектируя десантное отделение VCC-80, конструкторы стремились обеспечить максимальные удобства для его обитателей. При забортной температуре от -19°С до +44'С в нём, благодаря применению системы кондиционирования воздуха, сохраняется постоянная температура и влажность. В десантном отделении у центральных сидений имеется цилиндрическое санитарное устройство. через которое при закрытых люках и функционирующей системе зашиты от ОМП могут быть выброшены наружу отходы жизнедеятельности. Система ППО "Хэлон 1301". разработанная в исследовательском центре "Санта Барбара" американской компании "Хьюз" при участии фирмы "Элтро", аналогична принятой для "Ариете" и "Чентауро" и призвана подавлять возгорание и взрыв.
Как и в других боевых машинах пехоты, на VCC-80 топливные баки соседствуют с солдатами десанта. Три топливных бака обшей ёмкостью 620 л расположены следующим образом: один под башней и два в углах кормовой части корпуса. При полной заправке VCC-80 обладает запасом хода до 500 км.
Корпус и башня VCC-80 сварены из броневых плит, изготовленных из алюминиевого сплава типа 50S3 и 7020 с рациональным наклоном лобовых и бортовых листов, наиболее ответственные участки усилены стальными листами высокой твердости, крепящимися к основному корпусу на болтах. Стальные листы имеют различную толщину в зависимости от места расположения. Ходовая часть прикрыта бортовыми бронеэкранами. Для постановки дымовых завес на бортах башни установлено по блоку из трех-четырех 76-мм дымовых гранатометов. Боевая масса VCC-80 составляет 21,7 т (для сравнения, БМП М2 "Брэдли" — 22,6 т; CV 90 — 22 т. "Уорриор" — 24,5 т).
Вооружение VCC-80 состоит из установленной в башне кругового вращения 25-мм пушки Oerlikon KBA-В02 и спаренного с ней 7.62-мм пулемёта MG42/59. Углы наведения вооружения в вертикальной плоскости (от -10° до +60°) позволяют вести эффективную борьбу как с воздушными целями (например, вертолётами), так и с целями, находящимися на закрытых позициях. Двухленточная подача боеприпасов к пушке даёт возможность командиру и наводчику выбирать тип боеприпаса в зависимости от поражаемой цели. Дальность эффективной стрельбы пушки KBA-В02 составляет 2500 м. В состав боекомплекта входят трассирующие бронебойные подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном (APDS-T) и трассирующие кумулятивные снаряды (HEI-T), разработанные фирмой Oerlikon. Снаряд APOS-T, выпущенный с расстояния 1000 м, пробивает стальную броневую плиту толщиной 45 мм, установленную под углом 90'. Очевидно, могут использоваться и новые боеприпасы типа APFSDS-T (оперённые трассирующие бронебойные подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном), пробивающие 60-мм броню. При стрельбе из пушки или пулемёта гильзы автоматически выбрасываются из машины через круглый лючок в передней левой плите башни.
Для уничтожения тяжелобронированных целей VCC-80 может оснащаться пусковой установкой ПТУР MILAN, которая устанавливается на крыше башни. Противотанковые ракеты перевозятся внутри корпуса и вручную заправляются в пусковую установку. На боковых стенках башни смонтированы восемь (2x4) дымовых гранатометов "Вегманн" калибра 76 мм. Кроме того, на башне имеются датчики, информирующие командира о подсветке машины лазерным лучом.
Разработанная фирмой Oto Melara, система стабилизации и наведения вооружения в обеих плоскостях имеет полностью электрические приводы. Она обеспечивает эффективное ведение огня как с места, так и с ходу. Боекомппект VCC-80 состоит из 400 выстрелов(150 АРSD-Т и 250 НЕI-Т), 1200 патронов и 4 ПТУР. 200 выстрелов боекомплекта пушки и 700 патронов к пулемету снаряжены и готовы к применению, а 200 и 500 соответственно находятся в укладках
Высокую точность стрельбы обеспечивает система управления огнем, разработанная фирмой "Оффичине Галилео" и состоящая из тех же компонентов, что и СУО основного боевого танка "Ариете" - лазерного дальномера, тепловизора, стабилизированных в обеих плоскостях приборов наблюдения и прицеливания командира и наводчика.
Рабочее место наводчика оборудовано прицелом фирмы "Оффичине Галилео". Сам по себе прицел не стабилизирован, а лишь связан со стабилизированным вооружением. Прицел позволяет наводчику следить за целями в секторе наведения вооружения . Дневной канал прицела обеспечивает 1-кратное (обзор без увеличения) и 10-кратное увеличение и связан с лазерным дальномером, действующим на расстояние до 10000 м. В условиях ограниченной видимости используется ночной тепловизионный канал. Изображение с тепловизора передается также на бинокулярныи монитор командира машины. Тепловизор позволяет обнаруживать цели при 4- и 12-кратном увеличении. Объекты размером 2,3x2,3 м обнаруживаются на расстоянии около 3000 м, а их полная идентификация обеспечивается на расстоянии от 1500 м.
Рабочее место командира оборудовано дневным, независимо стабилизированным панорамным прицелом SP-T-694 фирмы "Оффичино Галилео", который позволяет командиру наводить орудие в вертикальной плоскости в секторе от -10° до +60" и обладает 2,5- и 10-кратным увеличением. Кроме того, командир располагает шестью перископами для ведения наблюдения за местностью.
На рабочих местах командира и наводчика имеются пульты управления вооружением. При ведении огня командир может заменить наводчика, а кроме того, он имеет приоритет в выборе цели. Система стабилизации вооружения в сочетании с системой управления огнем ставит VCC-80 на одно из первых мест среди боевых машин пехоты мира.
На боевой машине пехоты VCC-80 используется 6-цилиндровыи V-образный дизель с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом Iveco – Fiat 6V MTCA (модель 8260) обьемом 12,9 л. При 2300 об/мин двигатель развивает мощность 382 кВт, что обеспечивает значение удельной мощности на уровне около 18.5 кВт/т при езде по дорогам с твердым покрытием со скоростью до 70 км/ч.
Двигатель взаимодействует с гидромеханической трансмиссией LSG 1500, выполненной в виде компактного блока. В состав трансмиссии входят гидрокинетическая передача с блокирующей муфтой, коробка передач, планетарные сумматоры. гидростатическая передача и тормоза. Автоматическая коробка передач, управляемая микропроцессором, позволяет машине двигаться вперед на четырех скоростях, а задним ходом - на двух. Использование гидростатической передачи в системе управления обеспечивает плавную и равномерную смену радиуса поворота машины.
Ходовая часть машины включает на борт шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 560 мм и три поддерживающих ролика. Подвеска опорных катков — на балансирах с поперечными торсионными валами. В каждом узле подвески имеются пружинные ограничители хода катков, а на первом, втором и шестом узлах подвески ставятся телескопические гидроамортизаторы. Подвеска допускает вертикальное перемещение опорного катка от статического положения до упора в ограничитель хода на 230 мм. а статический ход катка составляет 138 мм. На одном из опытных образцов монтировалась гидропневматическая подвеска. VCC-80 имеет обрезиненные гусеницы с резинометаллическими шарнирами параллельного типа, изготавливаемые фирмой "Ивеко Фиат" (ширина трака 430 мм. или 153,5 мм), обеспечивающие номинальное давление на фунт не более 0,66 кг/кв. см. Ведущее колесо — переднего расположения. зацепление гусеницы — цевочное.
Серийные боевые машины пехоты VCC-80 оборудованы системой защиты от оружия массового поражения, разработанной фирмой "Спачиани", и системой пожаротушения (фирма "Элтро"), элементы которой располагаются в моторно-трансмиссионном и десантном отделениях.
Машина не рассчитана на преодоление глубоких водных преград, но способна форсировать броды глубиной до 1,5 м. Итальянская армия крайне заинтересована в приобретении боевых машин пехоты VCC-80, но сокращение расходных статей бюджета существенно ограничило закупки новой техники. Учитывая сложность финансового положения, консорциум предложил заказчику модифицированную модель БМП, стоимость которой значительно ниже первоначальной. Модифицированная машина оборудована башней, выполненной из алюминиевого сплава методом сварки и получившей довольно сложное обозначение TD-25-TOW-HITFIST. Вооружение модернизированной машины не изменилось, а сокращение стоимости было достигнуто за счет установки упрощенной системы управления огнём, отказа от системы стабилизации вооружения и системы оповещения о подсветке машины лазерным лучом. На модифицированных машинах установлена СУО HITFIST, в состав которой входит прицел наводчика с дневным и ночным каналами фирмы "Коллсман". Рабочее место командира оборудовано монитором, на который выводится изображение, видимое наводчиком, и перископами для наблюдения за окружающей местностью.
Тактико-технические характеристики VCC-80
Боевая масса, т 21.7
Экипаж, чел 3
Десант, чел. 6
Длина, м 6,705
Ширина, м 3,0
Полная высота. м 2,7
Клиренс, м 0,4
Вооружение:
пушка 25-мм автоматическая КВА "Эрликон-Контраверс"
пулеметы 1 — х7,62-мм MG49/52
Дополнительное вооружение 7,62-мм зенитный пулемет, ПТРК "Милан"
Боекомплект 400 выстрелов. 1200 патронов. 4 ПТУР
Двигатель
марка МТСА 6V "Ивеко-Фиат" 8260
тип 6-цилиндровый, дизельный. жидкостного охлаждения
мощность, л с 520 при 2300об./мин
Ёмкость топливных баков, л 620
Трансмиссия автоматическая гидромеханическая ZF20HST500
Подвеска торсионная с гидроамортизаторами
Гусеница обрезиненная, с РМШ параллельного типа
Максимальная скорость, км/ч 70
Запас хода по шоссе по топливу, км 600
Преодолеваемый подъем, град 37
Ширина рва, м 2,5 м
Высога стенки, м 0.85
Глубина брода (без подготовки), 1.5