Угрозы, менторский тон, критика и… похвала. Почему ребенок не хочет быть откровенным с родителями? Разбираемся в причинах и рассказываем, как вернуть доверие.
Какие ошибки совершают родители
- Команды и приказы. «Быстро убери игрушки», «немедленно ложись спать» «сейчас же перестань», «замолчи». В этот список можно добавить еще десятки слов. Категоричные фразы – стоп-слова для откровений ребенка. Для него это отказ родителей вникнуть в проблему, неуважение к его самостоятельности.
- Угрозы. «Не прекратишь истерику, оставлю в магазине», «будешь так себя вести, возьму ремень». Эти фразы ставят ребенка в тупик. Чем чаще вы их повторяете, тем меньше от них эффекта.
- Менторский тон. Ничего не изменится, если вы в сто первый раз скажете, как правильно себя вести. Вы давите своим авторитетом, а он, в свою очередь, чувствует скуку и раздражение от ваших наставлений.
- Непрошенные советы. Особое место занимают рекомендации, где взрослый приводит в пример себя. Ребенка это раздражает. Он неосознанно выходит за рамки, протестует. А также всячески старается показать свою самостоятельность, переговариваясь с родителями и отмахиваясь от нравоучений. Поэтому не давайте советов, если чадо об этом не просит. И позволяйте ему принимать решения самостоятельно.
- Критика и обвинения. Они формируют у ребенка комплекс неполноценности. Аккуратно подбирайте слова, когда хотите сказать об ошибке. И старайтесь акцентировать внимание на положительных качествах.
- Неправильная похвала. Как ни странно, она формирует у ребенка зависимость от постоянной оценки его действий. Выражайте СВОИ чувства: говорите, что рады, когда он хвалится пятеркой. Избегайте стандартных слов типа «молодец», «ты гений», «ты самый способный».
- Догадки. «Я вижу тебя насквозь», «да ты меня обманываешь». Ответная реакция ребенка на эти фразы – злость и нежелание общаться со взрослым.
- Допрос с пристрастием. Старайтесь менять вопросительные предложения на утвердительные. Вместо «почему ты так зол» говорите «я чувствую, что ты зол». Разница в том, что во втором случае ребенок чувствует ваше сочувствие и желание узнать, что происходит. А вопрос – скорее, праздное любопытство.
Как правильно слушать?
Не поворачивайтесь спиной. Отложите дела, когда ребенок начинает что-то рассказывать. Вы можете домыть посуду и позже. Сядьте рядом с ним – покажите, что готовы выслушать.
- Смотрите в глаза. Ваше лицо должно быть на одном уровне с лицом ребенка. Возьмите его на колени, присядьте на корточки или подвиньтесь к нему поближе.
- Повторяйте некоторые фразы. А затем обозначьте чувства ребенка. К примеру:
– Не буду играть с Машей.
– Ты не хочешь с ней больше проводить время (повторение).
– Не хочу.
– Ты на нее обижена (обозначение).
Так вы покажете, что слышите и понимаете ребенка.
- Не задавайте вопросы. Если ребенок расстроен, дайте ему выговориться.
- Держите паузу. Дайте ему сконцентрироваться на своих чувствах и переживаниях. Ваши реплики не только неуместны в данном случае, но и бессмысленны.
Эти рекомендации – не что иное, как техника активного слушания. Она хорошо работает при общении и с членами семьи, и с посторонними людьми. Как видите, настроиться на одну волну с собеседником – не так уж сложно. Этот инструмент дает быстрые результаты, а главное – очень эффективен.