Сюжет — это костяк произведения, цепь событий, расположенных в повествовательном порядке (это важно, почему — скажу потом) и приводящих историю из начальной точки в конечную.
В принципе, есть произведения бессюжетные: в лирике любого рода, в классической поэзии или в стихах в прозе сюжета может не быть вовсе. Но в эпическим и драматическим произведении, то есть в романе, повести, рассказе, комедии, трагедии, драме сюжет — самое важное.
«Так, стоп. А как насчет сюрреалистических драм типа «В ожидании Годо?» Где вы там сюжет увидели?» — спросит внимательный читатель — и услышит от меня нижайшую просьбу забыть на время об антисюжете, модернистских и постмодернистских экспериментах. Потому что экспериментировать можно, только разобравшись в основах. О них сейчас и идет речь.
Теперь к делу, но тоже с основами
Классический сюжет в основе своей имеет пять элементов, давайте их разберем на примере «Курочки Рябы».
Экспозиция: что было до того, как все началось. Экспозиция может быть короткой или длинной, но ее задача — ввести читателей в курс дела, показать им обстоятельства, в которых живут герои, дать понимание контекста. «Жили были дед и баба, и была у них курочка Ряба». Как вы понимаете, в этот момент повествование оборвать нельзя, даже если житие и бытие деда, бабы и их курочки будет растянуто на 300 страниц. Ничего не произошло.
Завязка: ключевое событие, без которого не начался бы сюжет. Это может быть одно короткое событие или целая их череда, но обязательно завязка меняет ситуацию, показанную в экспозиции. «Как-то раз снесла курочка яичко, да не простое, а золотое». «Ого! — сказал здесь читатель, — Так вот про что я читаю». В детективе завязка — убийство, в любовном романе — встреч героев. Нет, без завязки нельзя.
Развитие и сюжетные перипетии: действие или бездействие героев в новых обстоятельствах. «Баба била-била — не разбила. Дед бил-бил — не разбил». Читатель напряженно следит за результатом, сопереживает героям, болеет за них (или ненавидит их и болеет за злодея, но это второй уровень сложности).
Кульминация: наивысшая точка сюжета, максимальное нарастание напряжения, самое важное событие, разрешающее те проблемы, которые появились в завязке. «Мышка бежала, хвостиком махнула, яйцо упало и разбилось. Плачет баба, плачет дед». Адреналин у читателя зашкалил, сердце бьется, эмоции хлещут через край. Смерть героини в трагедии — это кульминация. Поимка преступника и торжественная речь обвинителя — тоже кульминация.
Развязка: герои разбираются с последствиями, делают выводы. Чаще всего что-то меняется по сравнению с экспозицией. «А курочка Ряба говорит им: «Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!» Здесь делаются выводы, здесь герой и героиня идут под венец, а детектив садится перед камином с трубкой, вспоминает дело и вздыхает, потому что получил какой-то новый урок.
Основываясь на этой базе, уже можно садиться и писать первый рассказ. Но увы, главные проблемы еще впереди. Поэтому — пойдемте дальше.
Немного про порядок действий
Отступление: про концентрические и хроникальные сюжеты, а также прочие литературоведческие термины вы можете погуглить — в том же литературном словаре все прекрасно объясняется, поэтому я не буду останавливаться на академической стороне вопроса. Практика и только практика. И поменьше терминов.
Самый простой сюжет — линейный. События в нем выстроены в хронологическом порядке, от самого раннего к самому позднему. То, что он простой, кстати, не значит, что он плох или примитивен — наоборот, это самый популярный и классический тип сюжета. Что-то случилось, потом случилось что-то еще, а из этого вышло что-то третье. Это самый удобный вариант, если вы пишете рассказ с небольшим количеством героев.
Однако если героев много и они действуют не вместе, а каждый преследует собственные интересы, то сюжет получается многолинейным. И вот тут происходит то, на чем лично я спотыкалась неоднократно: сюжет перестает совпадать с фабулой.
Теперь внимание: второй самый важный термин на сегодня (после сюжета) — фабула, то есть события литературного произведения, выстроенные в хронологическом порядке.
Например, посмотрите:
- Гости обедают в комнате.
- Вдруг один из них оказывается мертвым.
- Детектив проводит расследование.
- Оказывается, что преступник отравил гостя, подсыпав яд в его бокал.
- Преступник в тюрьме, справедливость торжествует.
Это сюжет.
А вот фабула:
- Гости обедают в комнате.
- Преступник подсыпает одному из них яд в бокал.
- Один из гостей умирает.
- Все остальные обнаруживают труп.
- Детектив проводит расследование.
- Оказывается, что преступник отравил гостя, подсыпав яд в его бокал.
- Преступник в тюрьме, справедливость торжествует.
Да, в моем примере разница невелика, но автору важно понимать хронологию событий, чтобы прошлое могло оказывать влияние на настоящее. Если вы решите придумать способ убийства в конце, то вы случайно напишете, что жертва вообще ничего не пьет за ужином.
Если же линий в истории много и они переплетаются (как, например, жто происходит в «Игре престолов»), то фабула становится еще важнее. Или если вы пишете циклический сюжет, то есть начинаете с конца, потом рассказываете, в чем же дело, и в итоге возвращаетесь на исходную точку.
Совет: если сюжет не развивается строго в хронологическом порядке, всегда отдельно прописывайте фабулу. Желательно заранее. Ну, хотя бы до того, как напишете слово «конец» под своей историей.
Еще сюжет может усложняться вставными историями. Самый банальный, но и самый удобный пример — «Мастер и Маргарита» Булгакова, где помимо основной истории есть вставная, про Понтия Пилата и Иешуа.
«Постойте-ка, а чем тогда отличается сюжет со вставной историей от многолинейного?» — спрашивает сейчас внимательный читатель. Для литературоведов отличий много, а для автора самое главное: в многолинейном сюжете линии так или иначе влияют друг на друга, рано или поздно они физически или эмоционально переплетаются. Вставная история может с основной не соприкоснуться вовсе — она может служить фоном, объяснением мотивации, дополнительным украшением. Но на реальность и на основной сюжет она не влияет. Хотя, если посмотреть, история Пилата даже Иванушку Бездомного слегка затронула, так что… сами понимаете, границы размыты.
Поднимаемся на новый уровень сложности
Помните структуру сюжета? На самом деле, это очень упрощенная схема. Внутри каждого из элементов — множество событий, и их расположение — здоровенный такой камень преткновения для не очень опытных авторов.
Я вот замечаю, то иногда теряю динамику повествования. Интуитивно не всегда получается понять, где события должны идти валом одно за другим, а где стоит притормозить.
Если рисовать кривую сюжета, то получится синусоида, при это ползущая вверх до определенной точки, а после этого плавно опускающаяся вниз. Это, конечно, упрощенная схема — структура архисюжета, к примеру, значительно сложнее. Но для начала этого будет вполне достаточно.
Внутри сюжета постоянно происходят события, внешние (то есть происходящие в физическим мире) или внутренние (происходящие в эмоциональном и психологическом состоянии героев). Подъемы и спады. Успех в достижении цели и резкая неудача.
Теперь представьте, что на эту синусоиду накладывается вторая — еще одна сюжетная линия. И третья. И еще подсюжет. И внесюжетная история.
Если изобразить все это на бумаге, станет ясно, почему многогранный сложный сюжет вряд ли получится создать с наскока, просто повинуясь бурной фантазии и вдохновению.
Что может пойти не так
Собственно, это может быть тема для отдельной статьи, потому что «не так» в сюжетах идет что-то с завидной регулярностью. Тем не менее, вспоминая прочитанные книги и просмотренные фильмы, я могу выделить следующие ошибки:
«Откуда ни возьмись». Герои могут чудесным образом спасаться. Они могут и чудесным образом попадать в неприятности. Но эти чудеса должны быть заложены в логику вашего мира и вашей истории. А вот если в вашей научной фантастике вдруг внезапно всех спасает волшебная сила любви, то… Возможно (я ни на что не намекаю), у вас проблемы. Ладно, без намеков. В «Гарри Поттере» сила любви спасти всех может — она заложена в логику мира, она там существует. В «Интерстелларе» — не может, потому что там суровые ученые строят суровые космические корабли.
«А обратно на орлах». Помните в фильме «Властелин колец» хоббиты идут-идут, идут-идут, страдают-страдают… а обратно на орлах. Таким образом все пережитые ими трудности перечеркиваются. Ведь как минимум две трети пути можно было спокойно пролететь на орлах, а не пытаться погибнуть на протяжении трех фильмов. Примерно к тем же орлам можно отнести и маховики времени из «Гарри Поттера». Если в вашем сюжете к чудесному спасению героев приводит что-то невероятное, но что можно было бы использовать и раньше, ваш сюжет начинает самоуничтожаться. Правда, вы все равно можете оставить это, как есть. Потому что «бессмысленно, но круто» (с).
«Рояль в кустах». «А это — известный советский пианист. Вот тут у нас случайно стоит в кустах рояль, он сейчас сядет и сыграет». Рояли ломают логику, приводят к внезапным спасениям и зачастую принижают способности героев. К роялям можно отнести, например, все сюжеты, где герой внезапно подслушивает разговор своих друзей, которые оказываются его врагами. Или случайно находит артефакт, на котором будет строиться вся история. При этом починить такой сюжет просто: дайте герою мотив искать этот рояль. Согласитесь, если герой подозревает лучших друзей в предательстве, он будет специально подслушивать их разговоры и тогда рано или поздно что-то услышит. Если герой будет гоняться за артефактом, то тогда не удивительно, что рано или поздно он его найдет.
«Кругом идиоты». Это важно. Если в вашей истории герой побеждает противников только потому что противники — клинические идиоты, то это… либо фильм «Идиократия» в жанре «жесткая сатира», либо плохая история.
«Раз плюнуть». Скучно наблюдать за героем, которому всегда все удается. Это превращает его в Мэри Сью, а сюжет, даже самый увлекательный по задумке, делает нудным.
Спасибо, что дочитали! Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и пишите, какой самый дурацкций сюжет вы когда-либо сочиняли.
#вдохновение #автор #творчество #сюжет