К сожалению, теологических текстов, описывающих культ Митры в целостном виде не осталось. Чтобы образ таинственного бога Митры стал более понятен, расскажу собирательный миф о нем, который был воссоздан на основании исследования материальных источников.
Рождение Митры
У Митры не было родителей в привычном смысле этого слова, он появился на свет из скалы, на которую с неба пролился свет, то есть, стал воплощенной концентрацией света. Митра родился уже взрослым и вооруженным, в одной руке он держал нож, а в другой факел. Первыми, кто поклонился Митре, были пастухи (вам этот сюжет ничего не напоминает?), они поднесли ему первый приплод от своих стад и первые плоды своего урожая.
Сражения
Сначала Митра померился силами с самим Солнцем и победил его. В знак примирения Митра подарил Солнцу корону, украшенную лучами (в позднейших версиях образы Митры и Солнца слились воедино). Следующим этапом карьеры Митры стал поединок с быком, именно этот сюжет можно увидеть на большинстве сохранившихся артефактов. Бык - не просто сильное животное. По легенде, он первое живое существо, созданное верховным богом Ахура Маздой.
Митра и бык
Сначала Митра укротил этого волшебного быка, а потом схватил за задние ноги (!!!) и унес его в пещеру, которая служила богу жилищем. Но бык сбежал от Митры, за что был жестоко наказан. Солнце уговорило Митру убить беглеца. Из тела умирающего быка возникли все травы и растения, в том числе пшеница и виноградная лоза. Из семени быка появились все виды полезных животных, а его душа вознеслась на небо и стала богом-покровителем стад.
Интересно, что в маздаизме, в отличие от митраизма, изначального быка, прекрасного Гаваеводату, убивает враг Ахура Мазды Ангра Майнью, олицетворение мирового Зла. Так что, акт творения животных и растений из тела мертвого быка является, скорее, вынужденной мерой.
В этой легенде борьба Митры с быком, гибель последнего и его неожиданное возрождение являются символом как укрощения человеком сил природы, так и победы над хтоническим началом. «Хтоническое» - это не «злое», как многие ошибочно полагают, а «неупорядоченное». Расчленение первоначального божества достаточно распространенный мотив (например, создание Мардуком неба и земли из тела побежденной богини Тиамат).
После случая с быком Митра еще долго путешествовал по Земле, защищал первых людей от разных бедствий, среди которых – Всемирный потоп и гигантские пожары, а когда понял, что наладил хозяйство в полной мере, устроил прощальный пир со своим другом Солнцем и вместе с ним вознесся на небо.