Найти тему
Волжский взгляд

Аллея Трудовой Славы: Заводская аллея между двух парков

Сегодня в данной статье пойдёт речь о таком месте, как проспект Юных Пионеров. Вернее, речь пойдёт только о той его части, именуемой аллеей Трудовой Славы. Это название не случайно - на аллее располагаются памятники знаковым предприятиям города Куйбышева. Рассказ так же затронет и два парка, связанных аллеей.

Не так давно, аллея была в полузаброшенном состоянии, но в 2015 году была проведена её реконструкция: вместо растрескавшегося асфальта была уложена плитка, установлены новые лавочки. Тогда же торжественно открыли только что построенную на аллее Триумфальную арку.

Большинство туристов, приезжающих в Самару, про это место не знают. Надеюсь, в будущем это изменится и аллея станет более известна. А мы начинаем свой маршрут.

Аллея связывает между собой два парка - Молодёжный и парк Металлургов:

Парк Молодёжный давно не видел реконструкции, потому выглядит немного пустым.

Центральная аллея парка Молодёжный.
Центральная аллея парка Молодёжный.

В парке ещё можно встретить несколько советских горок, выполненных достаточно оригинально.

-3

Так же в парке есть небольшой уголок с аттракционами. Туда же загнали детский "поезд", который в этом году не выезжал.

У "паровоза" уже спущены колёса.
У "паровоза" уже спущены колёса.

А это бывший пруд парка, высохший примерно 10 лет назад. Сейчас он больше напоминает футбольное поле, нежели водоём.

-5
-6

А вот так пруд выглядел в 2007 году (фотографии с сайта Алексеева А.П.):

-7
-8
-9

Бывший вентиль подачи воды и причал, от которого раньше отправлялись "в круиз" катамараны и вёсельные лодки.

-10

Мы же покидаем парк и заступаем на аллею Трудовой Славы, начиная изучать памятники и стелы, установленные там.

-11

Первой нас встречает стела от завода им. Тарасова.

-12

Завод имени А. М. Тарасова — машиностроительное предприятие в г. Самара, производитель электрооборудования и запчастей для автомобилей и тракторов.

-13

Аллея очень аккуратная и чистая.

-14

Далее нас встретит памятник от завода "Авиаагрегат":

-15
-16

ОАО «Авиаагрегат» — российское предприятие в городе Самара, занимающееся проектированием и производством шасси для самолётов различных типов.

-17

Пройдя ещё немного вперёд, можно будет увидеть монумент, установленный от АО РКЦ "Прогресс".

Вид спереди.
Вид спереди.
Вид сзади.
Вид сзади.

Акционерное общество «Ракетно-космический центр „Прогресс“» (АО «РКЦ „Прогресс“») — российское ракетно-космическое предприятие, одно из ведущих предприятий российской ракетно-космической промышленности. До 1 июля 2014 года носило название ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс». До 1992 года носило имя Д. Ф. Устинова.

Предприятие создано в 1996 году, путём слияния Центрального специализированного конструкторского бюро (ЦСКБ) и самарского завода «Прогресс». Головная организация предприятия находится в Самаре.

-20

Перейдя проспект Кирова, мы увидим построенную в 2015 году Триумфальную арку.

Триумфальная арка. Вид с проспекта Кирова.
Триумфальная арка. Вид с проспекта Кирова.

По краям от арки расположены стелы со звёздами, установленные к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.

-22
-23

Далее мы увидим две стелы Куйбышевского Авиационного завода.

-24

На данный момент завод носит наименование "Авиакор".

-25

Инсталляция, установленная в этом году к 75-летию Победы.

-26

Впереди мы видим памятники от завода "Металлист".

-27

«Металлист-Самара» — двигателестроительный завод, расположенный в Самаре. Был построен в 1941 году на базе эвакуированного Завода № 525 из Артёмовска.

В годы Великой Отечественной войны производил авиационные пулемёты ДШК. После эвакуации в Куйбышев Тульского оружейного завода, производил пулемёты ШКАС. За вклад в оборонную промышленность в 1945 году был награждён Орденом Ленина.

После войны был перепрофилирован на производство элементов ракетных и авиационных двигателей, в том числе для ракет-носителей «Энергия», «Протон» и «Зенит». Также производил авиационные пушки и зенитную установку ЗУ-23. В 1989 году на предприятии работали 11 тысяч человек.

-28
-29

Далее - памятник ныне не существующему заводу "Куйбышевкабель".

-30
-31

Завод создан в июле 1941 года на основе оборудования эвакуированных заводов «Севкабель» (Ленинград), «Москабель», кабельного завода из Кольчугино и рабочих «Укркабель» (Киев).

До 1992 года назывался «Куйбышевкабель». С 1992 — «Самарский кабельный завод». С января 1993 года — ОАО «Волгакабель».

В 2006 году производство было остановлено и завод перестал существовать как промышленное предприятие. В период с 2008 по 2013 были безвозвратно разрушены корпуса и инфраструктура. В настоящее время на месте завода располагается торговый центр «Гудок».

-32

Мемориальный комплекс "Аллея Трудовой Славы".

-33
-34

Комплекс памятников от ныне не существующего 9-го Государственного Подшипникового Завода (ГПЗ) им. В. В. Куйбышева.

-35
-36

Самарский подшипниковый завод - выпускал подшипники (радиальные и радиально-упорные роликовые, радиальные, упорные и упорно-радиальные шариковые).

-37
-38

Впереди - комплекс памятников и стела от завода им. Фрунзе (ОАО "Моторостроитель", ПАО "Кузнецов").

-39

ПАО «Кузнецов» (полное наименование Публичное акционерное общество «Кузнецов») — российская машиностроительная компания и одноимённое предприятие авиационного и космического двигателестроения.

-40
-41

Стелу видно издалека:

-42

На пересечении с Советской улицей расположились трамвайные остановки, что очень удобно.

-43

Памятник первому магистральному газопроводу в СССР.

-44

Памятник от Самарского Металлургического Завода.

-45

ЗАО «Алкоа СМЗ» (Самарский металлургический завод) — крупное предприятие по производству алюминиевых полуфабрикатов.

-46

Впереди - вход в парк Металлургов.

-47

Прогулка по Аллее Трудовой Славы подошла к концу.

-48

Вход в парк со стороны Ташкентского переулка.

-49

Озеро в парке Металлургов.

-50

В центре озера - Царевна-лебедь.

-51

На входе в парк с Енисейской улицы установлен монумент Солдат Победы с вечным огнём.

-52

Вот такая получилась прогулка по аллее Трудовой Славы от парка Молодёжный до парка Металлургов.

Более подробно с историей аллеи можно ознакомиться в статье "Аллея Славы, которую мы потеряли" от 2011 года.