Адвокат Ефремова, Эльман Пашаев, не просто озвучил отказ от вины своего подопечного, но добавил, что Ефремов имеет право отказываться от вины "по тысяче раз в день". Таким образом Михаил Ефремов, согласно мнению Пашаева, имеет юридическое право не только на то, чтобы "вилять" перед законом, выкручиваться, искать себе оправдание во что бы-то ни стало, но и на бесчестье.
*
Я долго не могла понять, почему когда я вижу разнузданного кавказца это всегда оставляет во мне ощущение во много раз более мерзкое, чем если мне встретился равноценный русский (по происхождению). Сначала я думала, это от того, что я сама кавказец по происхождению - "свои" ближе, с них и спрос больше. Только вот, разобравшись, нет у меня "своих", я не ощущаю себя только кавказцем, отнюдь. Потом грешным делом (по юности) я думала, это во мне что-то среднее между страхом и виной - что и меня к ним "причислят", вот к таким отморозкам, и будут мне в след кричать "ехай домой!". - Разумеется эта мысль только на период юности, да еще в жуткие 90-е, когда сложно представить себе человека, который бы не испытывал постоянный стресс из-за переизбытка чувства страха, постоянного напряжения: голод, безработица, разгул криминала, грозящего просочиться в жизнь почти любого человека, чеченские кошмары, о которых не понятно было что думать - но думали все "понятно" и "страшно". Страшно в том числе из-за расколотости общества здесь, вне войны: кто-то сочувствовал и любому кавказцу, как чеченцу, кто-то наоборот - начинал еще больше ненавидеть. Столько тяжелых состояний - это кризис для нервной системы взрослого, что уж говорить о тех, кто молод.
Наконец я поняла - разнузданность кавказцев не вписывается в картину мира вообще, именно в этом дело. Ведь, согласно кавказской культуре: таких кавказцев - нет. Потому что малейшее проявление бесчестия - и человек "труп", его перестанут воспринимать, с ним откровенно могут и не обращаться как с человеком (сегодня, когда нельзя убить или выгнать). "Русскими глазами" это может показаться как-то "чересчур", но законы чести таковы. Кстати, не только на Кавказе. Взять, к примеру, ритуальное самоубийство в Японии, харакири - это когда честь дороже жизни! В наше время в Японии, по сути, больше нет этой традиции. Однако есть ряд лиц, которые совершили харакири именно в наше время. Примечательно, что каждый такой случай получает скрытое одобрение нации, а образ совершившего харакири может получить дополнительную славу и величие.
Есть основополагающие, базовые составляющие культуры, которые так глубоко корнями уходят в сознание человека, являясь неотъемлемой частью его видения, что даже отмененные, ставшие "старинными" они по прежнему находят глубокое уважение в глазах людей.
Кстати, говоря о том, какую традицию стоит отменять, а какую нет - это вопрос такой же открытый, как в принципе любой вопрос жизни общества, особенно сегодня.
Вот спрашивается - Пашаев, забыв о том, что у него могла быть честь, всеми силами старается отработать деньги, "спасти" Ефремова. Разве это не оправдание убийства - то, что такой разговор вообще возможен? Ведь, если старинные традиции отменяют из-за "кровавости" - "слишком жестокие", "первобытные"... насколько жестоко то, что Ефремов мог раздавить человека своей машиной, а теперь может и в тюрьму не пойдет?
Пашаев делает вообще сенсационные заявления: дескать Ефремов извинялся перед семьей пострадавшего, потому что в аварии "фигурирует машина"... Пашаеву - вообще плевать на то, что он говорит во всеуслышание среди людей. А ведь, если бы у Пашаева была честь, то убийца пошел бы в тюрьму, а общество, которое за всем этим наблюдает - понимало бы, что оно общество людей, а не зверей, где кто кого съел каким угодно образом - тот и победил. Разве в таком положении дел можно найти проявление "цивилизованности", закона, "не "первобытного"?
Чем же тогда был первобытен или кровав кавказский обычай, согласно которому вот такой Пашаев пошел бы "отдыхать" за пределы общества еще в начале этой истории? Отдыхать - навсегда! Без права на возвращение. Кстати, этот персонаж дважды был лишен статуса адвоката по жалобе оппонента в 2011 и 2013 гг. Какой колорит, однако, особенно учитывая то, что на Кавказе честь теряют однажды! Кого еще мог нанять Ефремов, со своим уже "русским" колоритом, чтобы выкрутиться? Разве нанять такого адвоката - это уже не проигрыш? Уверенна, что именно так это должно восприниматься в суде! Почему у Ефремова "русский" колорит - потому что ни одна культура в мире не лишена понятия чести. Но когда в кавказской традиционной вопрос решается однозначно, в русской - можно подумать, простить себя, особенно спрятавшись за христианством, за иконами и выглядывая оттуда испуганными глазами натворившего бед... "пощадите, я христианин, я каюсь".. на скорую руку. Возможность "подумать" - очевидно перестала быть возможностью, скорее злоупотреблением и способом оправдаться.
На Кавказе убивали за проступок не часто ("в старину"), даже если полагалось, но отказывались от такого человека совершенно точно - не могли позволить ему остаться "среди нас". Такой человек становился позором для своего рода. по-моему очевидно, что общество выигрывало от этого.
Разве юридическое возникло в жизни общества не для того, чтобы сохранить нравственность, не допускать преступлений, наказывать и изолировать тех, кто совершил и очевидно далек от раскаяния? А не для того, чтобы превратить само понятие нравственности в пустое окно в сознании человека - окно, за коротым якобы просто ничего нет - нет больше такого понятия "нравственность", вдумайтесь!
Из раза в раз, с очередным преступлением, причем не просто, а ни много ни мало с очередным расчленением кого-нибудь слова о том, что совершено преступление, звучат все более безнадежно: они как капельки моросящего дождя, которые повисают на стекле и стекают вниз - не доходя до сознания человека! - Ну и что?... - Как что? В Санкт-Петербурге будто начался марафон расчленений, а приобщаются к нему и жители других местностей - мужик из Башкирии, например, у всех на виду, а главное у малолетних детей своих, не обращая внимание на их крики и плачь, зарезал свою жену, вытер образно говоря нож об траву и стал "спокойно" ждать приезда полиции...
Этот мужик из Башкирии уже "был психически болен" и "ранее привлекался"... как теперь говорят, не слыша в своих заявлениях противоречия: психически больной "привлекается" в психушку, а преступник - в тюрьму, это не одно и то же. Но - почему до самого финального акта никто не задумался об этой ситуации серьезно, даже когда "он закрывал свою жену на ключ, из ревности"? То же самое, что и в деле Соколова - пока он не завершил свой путь "уважаемого человека", никто и слушать не хотел, что в истории этого историка не все гладко, включая и его "талантливую" "возлюбленную".
Адвокат пострадавшей стороны в деле Ефремова Александр Добровинский "делает прогноз" по приговору: "На мой взгляд, будет обвинительный приговор. Мне так кажется, исходя из материалов дела, которые я вижу". Ладно бы это была президентская гонка или спортивное соревнование, где "прогноз" объективно уместен. Но это же правосудие? Насколько слово "прогноз" может быть допустимо здесь? Тем более в деле, где как раз нет ни единого темного уголка с юридической точки зрения - вообще ни единого, кроме болезненных фантазий либерастов, в чьи покои никогда не заглядывает солнце - там всегда и в любом случае темно. Заявления Добровинского такое же бесчестье, как и заявления Пашаева и всех, кто в этом разговоре в таком контексте участвует.
Жена рэпера Энди Картрайта расчленила его, якобы чтоб не дать "настоящему рэперу" умереть "бесславно" (от наркотиков). Любопытное представление о чести и достоинстве - умереть втихаря, спрятав свое падение. Может ли быть более бесславный конец, да еще у рэпера? Говоря о ходе мысли этой женщины, которая называет честью видимость и даже не думает о том, как глупо это выглядит. Кроме того, что Картрайт был рэпером весьма условно. Как сказал его оппонент однажды "Как ты сюда попал? [в среду рэперов] Это .. фантастика!"..
Адвокат жены рэпера, в свою очередь, с какой-то нечеловеческой легкостью сообщает журналистам, что расчленение не воспринимается законом как преступление, так что Марина Кохал (жена) может быть просто "отпущена", если не докажут иного мотива к убийству, чем тот, о котором она сама говорит. Наверное это называется "хороший адвокат", если ей не кажется странным, что супруга рэпера "случайно" потеряла иглу, которой якобы кололся Картрайт - это могло бы хоть сколько-то доказать ее слова.
Кстати, впервые сцену расчленения я видела в "Донни Браско" - фильме, снятом по реальным событиям. Актер Джонни Депп, который играл внедренного в мафиозный клан агента ФБР вынужден был участвовать в расчленении соперников того клана, прежде расстрелянных в упор. Актер показал, как не просто это, расчленять труп. В хорошем кино мы чувствуем правду, правдивую эмоциональность. То, что агенту ФБР в такой ситуации ничего не оставалось, лишь бы себя не выдать, поэтому он нашел в себе силы и все, что еще надо было найти, хоть это и было для него не просто. Как странно, что о таких вещах надеешься напомнить через хорошее кино...
Меня не на шутку пугает то, с какой легкостью самые разные социально люди в последнее время чуть ли не каждый день совершают расчленение. Где они находят в себе силы? КАК они преодолевают ... что-то же нужно внутри преодолеть, чтобы на такое оказаться способным? Да, я эту мысль высказывала, может месяц назад. Но - с тех пор произошло еще 2 расчленения только в Санкт-Петербурге (кроме истории с Картрайтом на проспекте Художников 27 июля мужчина заруб*л свою жену топором, расчленил и выкинул в окно). В Санкт -Петербурге отнюдь не завелся серийный убийца, все много сложнее.
*
Порой не хочется выходить в интернет, хочется удивительной тишины без "новостей", но возникает мысль - вдруг я потом выйду на улицу, а там... а я даже не была предупреждена.
Общество "привыкло" к безнравственности, как к чему-то естественному, само собой разумеющемуся. Поэтому и результат ее - кровавые преступления ежедневно, которым "позавидует" любая "древняя" традиционная культура - не воспринимаются как нечто, выходящее за рамки нормы в психиатрическом смысле слова. А потому и преступлений таких жутких все больше и больше. И вопрос демографии (количество) в контексте спасения нации отступает на второй план.
Серийные убийцы нервно курят в сторонке, офигевая от происходящего, как и настоящие следователи.