#литература #искусство #культура #книги #чтение #краткий пересказ
Доброе утро, сообщники-авантюристы.
Сразу предупреждаю - статья будет длинная, тяжелая и вызывающая боль в душе. Кто с утра пораньше в субботу на такое не подписывался - сразу закрывайте. Или мотайте в конец - там сразу вывод и мое мнение.
Я обещала в выходные стараться серьезные темы не затрагивать, но сейчас просто так обстоятельства сложились. Вчера я в рамках челленджа, когда подвизалась нонстопом 24 часа читать, прочла много Довлатова, который рассказывал про сложности цензуры и вынужденную эмиграцию. Там же шла речь про диссидентство, и почему-то мне в голову пришла фамилия Солженицына. Мелькает то тут, то там часто до сих пор.
Мое отношение к нему как к персоналии - отрицательное - здесь без подробностей, повторюсь в сотый раз, что политику я в этом канале не обсуждаю. Как к писателю мое отношение к нему в сто тысяч раз хуже. Думаю, не стоит рассказывать, из-за каких творений оно таково. И все же всегда при упоминании фамилии Солженицына внутри что-то екало, словно я что-то важное забыла. И вот вчера я вспомнила. Вспомнила, что сюжет, который произвел на меня в школе такое колоссальное впечатление, создал Солженицын.
Вы догадались, о чем я? Не буду долго вокруг да около. Это, конечно, "Матренин двор". Все остальное, что вышло из под пера Солженицына... ну... Тут мой канал и я имею право высказывать мое мнение. А оно таково, что... Слово "мерзость" приблизительно подходит. Ну да это не суть. Главное, что есть в любой куче бриллиант, и у Солженицына это - "Матренин двор".
Я не рассматриваю никакие политически-идейные смыслы/подтексты/прочее. Я рассматриваю прямо изложенную историю и ее невероятно тяжелую, тяжелее свинцовой плиты печаль, безнадегу, беспросветность и... Черт, у меня даже слов нет, как выразить то темное, ту тоску и бессилие, которые охватывают, когда читаешь рассказ. Темное и вместе с тем что-то такое печально-трогательное, что является и светлым тоже. Сам факт существования Матрены такой, какой она была, вселяет надежду, хотя все остальное ее безжалостно уничтожает.
Напомню для тех, кто подзабыл, краткий сюжет. Герой возвращается из ссылки и поселяется в деревне в избе одной из жительниц - Матрены. Вечерами они с хозяйкой разговаривают, и, хотя Матрена не считает себя интересной и значимой, она рассказывает герою о своей жизни. Муж Матрену любил, но пропал на войне. Она мужа не любила, а любила мужнина старшего брата, который тоже сначала вроде сгинул на войне, и из-за этого Матрена пошла замуж за младшего, а потом вернулся, но вместе им было уже не быть, хотя и любили друг друга. Все дети Матрены умерли, отчего в деревне говорили, что в ней живет порча, и в итоге сама Матрена поверила в это... Одинокая и "беспритульная", она взяла (попросила!) одну из дочерей старшего брата (своего любимого) на воспитание, вырастила ее, и потом девушка уехала в город, а Матрена снова осталась одна.
В итоге девушка выходит замуж, а ей завещана часть избы Матрены - горница. И родственники, а точнее тот самый старший брат, которого она когда-то любила, решает, что надо забрать приданое сразу, чтобы молодые поставили себе дом, поэтому часть избы Матрены еще при ее жизни сломать-разобрать и увезти. Матрена безропотно соглашается... Помогая перевозить свою же избу через переезд, она попадает под поезд и погибает... Фаддей (старший брат тот самый) в итоге даже не приходит на поминки, а сестры и прочие родичи плачут как бы "потому что так вроде принято", а сами (и Фаддей тоже) думают как бы окончательно разделить и растащить матренино хозяйство. Особенно трагично, что даже ее подруга в конце, сообщив о смерти Матрены, спрашивает у героя, можно ли ей взять вещь из избы...
Тетя Маша еще посидела, поплакала. И уже встала, чтоб идти. И вдруг спросила:
-- Игнатич! Ты помнишь... вязаночка серая была у Матрены... Она ведь ее после смерти прочила Таньке моей, верно?
И с надеждой смотрела на меня в полутьме -- неужели я забыл?
Но я помнил:
-- Прочила, верно.
-- Так слушай, может, разреши, я ее заберу сейчас? Утром тут родня налетит, мне уж потом не получить.
И опять с мольбой и надеждой смотрела на меня - ее полувековая подруга, единственная, кто искренне любил Матрену в этой деревне... Наверно, так надо было.
Я вспомнила, как мы обсуждали судьбу Матрены на уроке в школе. "Один день Ивана Денисовича" чертов я успешно тогда проигнорировала слава Богу, но вот про Матрену я читала, и как я плакала... И сейчас вот снова поплакала, когда вспомнила-перечитала прежде чем писать статью. И фраза прямо из прошлого звучит в ушах: "Матрена всегда жила словно не-для-себя". Она все отдавала, следовала обстоятельствам. Выполняла тяжелую мужскую работу, ничего за это не прося. Помогала, ничего не требуя взамен. Отдала даже часть своего дома, завещанного только после ее смерти, отдала часть дома при жизни "дочери"!
Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда. И горница эта все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне, постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна дома. А для Матрены было это - конец ее жизни всей. Но те, кто настаивал, знали, что ее дом можно сломать и при жизни.
... В стенке они покинули щели, и все показывало, что ломатели - не строители и не предполагают, чтобы Матрене еще долго пришлось здесь жить. Две недели не давалась трактору разломанная горница! Эти две недели Матрена ходила как потерянная. Оттого особенно ей было тяжело, что пришли три сестры ее, все дружно обругали ее дурой за то, что горницу отдала, сказали, что видеть ее больше не хотят, и ушли. И в те же дни кошка колченогая сбрела со двора и пропала. Одно к одному. Еще и это пришибло Матрену.
Коли уж дали Солженицыну Нобелевку, то давать ее надо было не за, простите, чертов (раньше здесь было очень-плохое-слово) "Архипелаг ГУЛАГ", а за "Матренин двор".
Раз с испугу сани понес (конь) в озеро, мужики отскакивали, а я, правда, за узду схватила, остановила.
Но отнюдь не была Матрена бесстрашной. Боялась она пожара, боялась молоньи, а больше всего почему-то поезда.
Это вот, видите, то самое, что "и коня на скаку остановит". Простая да бесхитростная такая вот Матрена - душа нараспашку, последнее ближнему. Много ли таких? Нет, мало таких людей. К сожалению, сейчас в 21 веке в 2020 году - критически мало, пора в Красную книгу заносить. Тогда-то еще были, "богатыри, не вы". А сейчас... эх. И жизнь ее прошла так "незаметно", прошла мимо как говорится. Целая бесценная жизнь человеческая прошла. И заметил ее, наверное, только Бог.
- Ефим ее не любил. Говорил: люблю одеваться культурно, а она кое-как, все по-деревенски. А однаво мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел.
Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал - некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).
Не гналась за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев. Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы... Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.
Тяжело и больно. Так тяжело, что, кажется, даже сил нет просто сидеть и пальцами по клавиатуре перебирать. Это не такое тяжело, когда груз тащишь. Это тяжелее, чем физическое тяжело. Когда душа плачет. Да еще и рассказ написан на основе подлинных событий...
"Это пострашнее „Ивана Денисовича“… Там можно всё на культ личности спихнуть, а тут… Ведь это у него не Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги…" - сказала Анна Ахматова про "Матренин двор".
Больно, что целая судьба такая тяжелая прошла. А ведь Матрена на жизнь не жаловалась и видела в ней хорошее. Также тяжело мне бывает, когда я думаю о том, почему страдают и мучаются еще совсем маленькие и невинные дети. Много мыслей вызывает "Матренин двор". Мрачных. И светлых потому, что пока есть такие люди, такие вот Матрены, не все еще для нас потеряно. Но именно такие мысли и нужны, чтобы расти и стать, наконец, Человеком.
Только если вот всей той нравственности я не вижу вот ТАК ни у Толстого, ни у занудного Достоевского, ни даже у преувеличенного Горького, то вот в Матрене я вижу все и сразу. И хотя всем остальным Солженицын себя заклеймил, но вот за Матрену... За нее можно и с Нобелевкой ему присужденной смириться.
Будь моя воля, я бы изъяла просто безжалостно и "Один день из жизни Ивана Денисовича" (что вообще ЭТО делало и делает в школьной программе?!), и тем паче "Архипелаг ГУЛАГ". Но вот "Матренин двор"... Редко я такое говорю, но его читать прямо НАДО. Чтобы вырасти Человеком.
Не буду задавать как обычно вопросы, что вы, читатели, думаете. Кто захочет, кому есть что сказать - комментарии открыты. Тут я свое мнение ни в какой дискуссии не переменю. На днях напишу еще несколько статей про настолько же затронувшие меня рассказы: "Бабка" и "Конь с розовой гривой" (они оба детские).
ВАЖНО: Если Вам нравится статья, то я благодарна за "жмяк" на кнопку "нравится" (рука с пальцем вверх) ниже после списка хештегов, а если хотите остаться с нами в клубе и поддержать нас, то подписывайтесь на канал тут (нажми меня) Большое вам спасибо за чтение! Обнимаю, Оля!