Найти в Дзене
Автомобильный мир

Что такое дрифт? История одного из самых зрелищных видов автоспорта

Оглавление

"Давать угла", "валить боком" - почти каждый автомобилист слышал эти выражения, и почти каждый молодой человек смотрел фильм "форсаж - токийский дрифт". Это занятие переросло из субкультуры в настоящую культуру, начало которой произошло в стране восходящего солнца - Японии.

ДРИФТ – СПОСОБ ПРОЙТИ ПОВОРОТ НЕ НАИБОЛЕЕ БЫСТРО, А НАИБОЛЕЕ ЗАХВАТЫВАЮЩЕ

Как всё начиналось?

В разных источниках 70-80х можно встретить упоминание управляемого заноса, как способа наиболее быстрого прохождения поворота. Также существуют свидетельства того, что уже в 30х годах 20 века пилоты серии Grand prix в поворотах использовали эту технику смещения задней оси.

В 70-е годы на извилистых горных дорогах уличные гонщики начали осваивать новый для себя способ выйти из поворота с минимальными потерями в скорости и крутящем моменте. Их идейным вдохновителем невольно стал мотогонщик Кунимицу Такахаси, знаковая для Японии личность тех лет. Его биография как нельзя лучше подходит для иллюстрации к поговорке "Все, что ни делается, — все к лучшему". Он был первым японцем, одержавшим победу на этапе чемпионата мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам, выиграв Гран-при Германии 1961 года. Он был лучшим в Испании и Франции в 1962-м и, возможно, мог бы завоевать еще множество титулов, если бы не тяжелая авария на острове Мэн, которая поставила крест на его карьере мотогонщика, но вместе с тем стала началом нового пути. Такахаси вернулся в большой спорт, но уже в качестве автомобильного гонщика и снова начал побеждать. Гран-при Японии, японская Формула-2000, "24 часа Ле Мана" и даже Формула-1 — все это входит в его обширный послужной список. Однако не это принесло ему известность в кругах стритрейсеров, а сам его стиль управления автомобилем. Он входил в поворот на предельной скорости, создавая на апексе избыточную поворачиваемость, которая позволяла сохранить и темп, и траекторию. И тут-то дым паленой резины и эффектность, с которой автомобиль выходил из поворота, и сыграли свою решающую роль.

Формирование дрифта как автоспорта

Уличные гонщики стали активно перенимать технику управления автомобилем в заносе, перенося ее на реалии загородных трасс. Скольжение стало неотъемлемой частью гонок, придав им еще большую зрелищность и сложность. И одним из тех, на кого стиль Кунимицу Такахаси оказал решающее влияние, стал будущий "король дрифта" Кэйити Цутия. Он буквально вдохнул жизнь в то, что поначалу было нелегальными уличными гонками, дав начало официальным соревнованиям по дрифту. Будучи талантливым гонщиком, Цутия построил прекрасную карьеру профессионального спортсмена, начавшуюся с Fuji Freshman series (Чемпионат новичков Фудзи) и переросшую в японскую Формулу-3, японский туринговый чемпионат, NASCAR и даже Ле Ман. Однако его главной любовью были именно дрифт-соревнования, которые даже стали причиной лишения его профессиональной гоночной лицензии на заре его карьеры.

-2
НА ТРЕКЕ ТЫ НАПРЯЖЕН, ТЕПЕРЬ ТЫ ВИДИШЬ, КАК ЭТО ТЯЖЕЛО. ТЫ МОЖЕШЬ БЫТЬ САМЫМ БЫСТРЫМ НА УЛИЦЕ, НО ПОКА ТЫ НЕ УЗНАЕШЬ ТРЕКА, ТЫ НЕДОСТАТОЧНО ХОРОШ, ЧТОБЫ СИДЕТЬ ЗА РУЛЕМ. -КЭЙИТИ ЦУТИЯ

Благодаря его стараниям и помощью со стороны Даидзиро Инада, основателем Токийского Автосалона, стало создание в 1999-2000 годах профессиональной серии D-1 Grand Prix, которая на сегодняшний день является крупнейшей ассоциацией дрифта в мире.

Так вышло, что для успешного дрифта не подходит любой среднестатистический Ниссан Микра или дизельный Фольксваген Пассат. Мало иметь и просто задний привод — надо создать на задних колесах маломальский запас мощности, который позволит водителю вызвать их пробуксовку при прохождении поворота. Это было ясно и японским стритрейсерам семидесятых-восьмидесятых, поэтому автомобили для дрифта готовились с особой тщательностью и любовью. Так на чем же они ездили? Отдавая дань уважения, начать стоит с автомобиля чемпиона и отца-основателя. Автомобиль Кэйити Цутия до сих пор занимает особое место в дрифт-культуре, эта модель по сей день используется многими пилотами, как начинающими, так и заслуженными. Toyota Sprinter Trueno AE86, выпускавшаяся с 1983 по 1987 год, стала первым и основным автомобилем, на котором Цутия оттачивал свое мастерство и который принес ему известность. Маленький, легкий заднеприводный хэтчбек (а точнее лифтбек) был популярен в самых разных видах автогонок: кузовные, кольцевые гонки, ралли и, конечно, дрифт.

Платформа, ставшая одной из последних заднеприводных "тележек" в этом классе, вес 950-970 килограммов, сбалансированность, опциональный заводской дифференциал с повышенным внутренним сопротивлением и относительно мощный двигатель 4A-GEU, выдававший 128 "лошадей" и охотно подвергавшийся тюнингу (при котором умные японцы развивали мощность чуть ли не в 2 раза больше), стали визитной карточкой автомобиля и пропуском в мир больших гонок. А его легкая угловатость и выдвижные фары придавали ему особый шарм. В Японии Toyota AE86 имеет прозвище Хати-Року, что в переводе означает, как ни странно, восемь-шесть. А автомобиль,принадлежавший Цутии называют "Маленький Хати, который смог".

Цутия и его AE86
Цутия и его AE86

Логично предположить, что на всех Toyota AE86 не хватало, а если даже и хватало, то хотелось альтернатив. И их было предостаточно. Классическими автомобилями для дрифта считаются Nissan 180SX, Nissan Silvia, Nissan Skyline, Nissan 200SX, Nissan... Но довольно Ниссанов! Еще подойдут Toyota Chaser, Toyota Mark II, Toyota Soarer (ну и Lexus SC400, соответственно, как же без их чудесного четырехлитрового 1UZ-FE), Toyota Supra, Toyota Altezza (и Lexus IS), а еще Mazda MX-5, Mazda RX-7, Mazda RX-8, Honda S2000 и некоторые другие.

Но ведь не может быть, что "дрифтить" можно только на японцах?

Правильно, не может. Американцы успешно гоняются на Dodge Charger, Dodge Viper, Chevrolet Corvette и Pontiac Solstice, немцы катаются на BMW 3-серии, Mercedes C-class, некоторые любят Porsche 911. Шведы прекрасно чувствуют себя на Volvo 240/340, а русские примут с уважением всё вышеперечисленное, хотя всё начинают с советской классики в виде ВАЗ-21 или ГАЗ-21.

В следующей своей статье я расскажу о культуре дрифта в России. Если вам понравилась эта статья и вы ждете продолжения - подписывайтесь и ставьте "нравится". Спасибо за просмотр! Мои прошлые статьи :

МАЗ-2000 "Перестройка" https://zen.yandex.ru/media/id/5f0cd06b1779c969201d9190/maz2000-perestroika-operedivshii-svoe-vremia-5f1595e7743dd36e9bd6d04f

ЗИЛ-118 "Юность" https://zen.yandex.ru/media/id/5f0cd06b1779c969201d9190/zil118-iunost-kotoryi-smog-pokorit-daje-forda-5f14635f4db5c231fcd9b683

Приятного дня или вечера!