"Давать угла", "валить боком" - почти каждый автомобилист слышал эти выражения, и почти каждый молодой человек смотрел фильм "форсаж - токийский дрифт". Это занятие переросло из субкультуры в настоящую культуру, начало которой произошло в стране восходящего солнца - Японии.
ДРИФТ – СПОСОБ ПРОЙТИ ПОВОРОТ НЕ НАИБОЛЕЕ БЫСТРО, А НАИБОЛЕЕ ЗАХВАТЫВАЮЩЕ
Как всё начиналось?
В разных источниках 70-80х можно встретить упоминание управляемого заноса, как способа наиболее быстрого прохождения поворота. Также существуют свидетельства того, что уже в 30х годах 20 века пилоты серии Grand prix в поворотах использовали эту технику смещения задней оси.
В 70-е годы на извилистых горных дорогах уличные гонщики начали осваивать новый для себя способ выйти из поворота с минимальными потерями в скорости и крутящем моменте. Их идейным вдохновителем невольно стал мотогонщик Кунимицу Такахаси, знаковая для Японии личность тех лет. Его биография как нельзя лучше подходит для иллюстрации к поговорке "Все, что ни делается, — все к лучшему". Он был первым японцем, одержавшим победу на этапе чемпионата мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам, выиграв Гран-при Германии 1961 года. Он был лучшим в Испании и Франции в 1962-м и, возможно, мог бы завоевать еще множество титулов, если бы не тяжелая авария на острове Мэн, которая поставила крест на его карьере мотогонщика, но вместе с тем стала началом нового пути. Такахаси вернулся в большой спорт, но уже в качестве автомобильного гонщика и снова начал побеждать. Гран-при Японии, японская Формула-2000, "24 часа Ле Мана" и даже Формула-1 — все это входит в его обширный послужной список. Однако не это принесло ему известность в кругах стритрейсеров, а сам его стиль управления автомобилем. Он входил в поворот на предельной скорости, создавая на апексе избыточную поворачиваемость, которая позволяла сохранить и темп, и траекторию. И тут-то дым паленой резины и эффектность, с которой автомобиль выходил из поворота, и сыграли свою решающую роль.
Формирование дрифта как автоспорта
Уличные гонщики стали активно перенимать технику управления автомобилем в заносе, перенося ее на реалии загородных трасс. Скольжение стало неотъемлемой частью гонок, придав им еще большую зрелищность и сложность. И одним из тех, на кого стиль Кунимицу Такахаси оказал решающее влияние, стал будущий "король дрифта" Кэйити Цутия. Он буквально вдохнул жизнь в то, что поначалу было нелегальными уличными гонками, дав начало официальным соревнованиям по дрифту. Будучи талантливым гонщиком, Цутия построил прекрасную карьеру профессионального спортсмена, начавшуюся с Fuji Freshman series (Чемпионат новичков Фудзи) и переросшую в японскую Формулу-3, японский туринговый чемпионат, NASCAR и даже Ле Ман. Однако его главной любовью были именно дрифт-соревнования, которые даже стали причиной лишения его профессиональной гоночной лицензии на заре его карьеры.
НА ТРЕКЕ ТЫ НАПРЯЖЕН, ТЕПЕРЬ ТЫ ВИДИШЬ, КАК ЭТО ТЯЖЕЛО. ТЫ МОЖЕШЬ БЫТЬ САМЫМ БЫСТРЫМ НА УЛИЦЕ, НО ПОКА ТЫ НЕ УЗНАЕШЬ ТРЕКА, ТЫ НЕДОСТАТОЧНО ХОРОШ, ЧТОБЫ СИДЕТЬ ЗА РУЛЕМ. -КЭЙИТИ ЦУТИЯ
Благодаря его стараниям и помощью со стороны Даидзиро Инада, основателем Токийского Автосалона, стало создание в 1999-2000 годах профессиональной серии D-1 Grand Prix, которая на сегодняшний день является крупнейшей ассоциацией дрифта в мире.
Так вышло, что для успешного дрифта не подходит любой среднестатистический Ниссан Микра или дизельный Фольксваген Пассат. Мало иметь и просто задний привод — надо создать на задних колесах маломальский запас мощности, который позволит водителю вызвать их пробуксовку при прохождении поворота. Это было ясно и японским стритрейсерам семидесятых-восьмидесятых, поэтому автомобили для дрифта готовились с особой тщательностью и любовью. Так на чем же они ездили? Отдавая дань уважения, начать стоит с автомобиля чемпиона и отца-основателя. Автомобиль Кэйити Цутия до сих пор занимает особое место в дрифт-культуре, эта модель по сей день используется многими пилотами, как начинающими, так и заслуженными. Toyota Sprinter Trueno AE86, выпускавшаяся с 1983 по 1987 год, стала первым и основным автомобилем, на котором Цутия оттачивал свое мастерство и который принес ему известность. Маленький, легкий заднеприводный хэтчбек (а точнее лифтбек) был популярен в самых разных видах автогонок: кузовные, кольцевые гонки, ралли и, конечно, дрифт.
Платформа, ставшая одной из последних заднеприводных "тележек" в этом классе, вес 950-970 килограммов, сбалансированность, опциональный заводской дифференциал с повышенным внутренним сопротивлением и относительно мощный двигатель 4A-GEU, выдававший 128 "лошадей" и охотно подвергавшийся тюнингу (при котором умные японцы развивали мощность чуть ли не в 2 раза больше), стали визитной карточкой автомобиля и пропуском в мир больших гонок. А его легкая угловатость и выдвижные фары придавали ему особый шарм. В Японии Toyota AE86 имеет прозвище Хати-Року, что в переводе означает, как ни странно, восемь-шесть. А автомобиль,принадлежавший Цутии называют "Маленький Хати, который смог".
Логично предположить, что на всех Toyota AE86 не хватало, а если даже и хватало, то хотелось альтернатив. И их было предостаточно. Классическими автомобилями для дрифта считаются Nissan 180SX, Nissan Silvia, Nissan Skyline, Nissan 200SX, Nissan... Но довольно Ниссанов! Еще подойдут Toyota Chaser, Toyota Mark II, Toyota Soarer (ну и Lexus SC400, соответственно, как же без их чудесного четырехлитрового 1UZ-FE), Toyota Supra, Toyota Altezza (и Lexus IS), а еще Mazda MX-5, Mazda RX-7, Mazda RX-8, Honda S2000 и некоторые другие.
Но ведь не может быть, что "дрифтить" можно только на японцах?
Правильно, не может. Американцы успешно гоняются на Dodge Charger, Dodge Viper, Chevrolet Corvette и Pontiac Solstice, немцы катаются на BMW 3-серии, Mercedes C-class, некоторые любят Porsche 911. Шведы прекрасно чувствуют себя на Volvo 240/340, а русские примут с уважением всё вышеперечисленное, хотя всё начинают с советской классики в виде ВАЗ-21 или ГАЗ-21.
В следующей своей статье я расскажу о культуре дрифта в России. Если вам понравилась эта статья и вы ждете продолжения - подписывайтесь и ставьте "нравится". Спасибо за просмотр! Мои прошлые статьи :
МАЗ-2000 "Перестройка" https://zen.yandex.ru/media/id/5f0cd06b1779c969201d9190/maz2000-perestroika-operedivshii-svoe-vremia-5f1595e7743dd36e9bd6d04f
ЗИЛ-118 "Юность" https://zen.yandex.ru/media/id/5f0cd06b1779c969201d9190/zil118-iunost-kotoryi-smog-pokorit-daje-forda-5f14635f4db5c231fcd9b683
Приятного дня или вечера!