- Тема русского мира так закручена и политизирована, что кто-то же должен сказать об этом правду, - считает украинский историк и ученый Петр Толочко.
Он один из немногих, а может и единственный, кто имеет мужество и смелость говорить правду. Вслух. Не оглядываясь на обстоятельства и конъюнктуру. В наших современных украинских реалиях это само по себе непросто. А рассуждать на камеру о русском мире еще и небезопасно.
Но именно об этом ученый очень спокойно и аргументированно говорил в недавнем интервью (ссылку оставлю в комментарии). Попробую кратко пересказать главное.
Понятие «русский мир», по его мнению, совершенно демонизировано украинскими национал-патриотами. Они считают его каким-то проектом Кремля и лично Путина. В 2009 году сразу после первого конгресса русского мира появилось огромное количество заявлений и разных статеек о том, что «нас знову хочуть загнати в російське ярмо».
А почему, собственно, русский мир – это плохо, а украинский мир – это хорошо? Вот как об этом говорит Толочко:
- Ведь мы украинский мир создали еще в 1989 году. Собрались украинисты из разных стран в Милане и создали союз. И сегодня в каждой стране есть ячейка украинистов, и раз в четыре года мы собираем конгресс и говорим о проблемах Украины. И в этом ничего дурного нет, и я от России никогда не слышал, что панукраинизм угрожает кому-то. А вот русский мир почему-то угрожает.
- Но весь парадокс в том, что русский мир – это мир, который создался, образовался у нас тут, в Киеве, на Днепре.
Историк рассказывает о послании епископа Суздальского и Владимирского Симона, бывшего монаха Киево-Печерского монастыря, в котором тот причисляет к первым гражданам русского мира замученных язычниками варягов Федора и Иоанна и епископа Ростовского Леонтия. Язычники их растерзали и сожгли прямо возле Десятинной церкви в Киеве.
- Представляете, начало 13 века… русский мир, в понимании епископа Суздальского Симона, – это мир православный. Это не этническое понятие. Это даже и не государственное понятие. Это православно-церковное понятие. Граждане русского мира - граждане православного мира.
- Поэтому сегодня отказываться от этого понятия, которое и родилось тут на берегах Днепра, и сущность его вся тут, мне кажется, что это все равно, что отрекаться от своих родителей. Это недостойно. Этот мир наш, в котором мы комфортно себя чувствовали более тысячи лет.
И еще несколько цитат:
- Святая Русь была общим понятием. И средоточием этой Святой Руси был Киев. Мы – столица этой Святой Руси.
- И когда я слышу сегодня от разных барышень, что, ах, не говорят, что это Украина. Ну, не говорят, потому что в источниках нет. Потому что нельзя ретроспективно навязывать истории нынешние понятия. Надо расшифровывать те понятия, которые были в истории, которые есть в источниках. А если в источниках нет таких понятий, которые вам сегодня нравятся, то и навязывать их нельзя.
- Русский мир – это явление глубоко наше, историческое, к которому мы имеем непосредственное отношение. И, мне кажется, что даже должно быть стыдно, безнравственно отрекаться от него.
Я слушала это интервью дважды. 50 минут – на одном дыхании. Правда.