Портал Tadviser.ru опубликовал ссылку на отчет консалтингового агентства Deloitte, где утверждается, что российские абоненты предпочитают звонки через мессенджеры классической телефонии. Эксперты применили оригинальный индекс востребованности услуги (разница между долями опрошенных, отметивших рост\снижение использования тем или иным сервисом). По данным Deloitte, за год индекс звонков через IP-каналы вырос на 11 пунктов, до 31 п.п., тогда как у звонков по привычным каналам он снизился на 6 пунктов, до 24 п.п.
Мы обратились в региональные филиалы сотовых компаний с вопросом: Действительно ли для звонков чебоксарцы стали предпочитать мессенджеры?
Операторы оказались в целом единодушны, подчеркнув, что в регионе пока рано говорить, что «голос» утекает в интернет. Абоненты в Чувашии звонят по обычным каналам связи почти так же активно, как 5 лет назад.
Операторы отмечают некоторое снижение голосового трафика. Этот тренд характерен для всех операторов. По общероссийским итогам II квартала 2019 г., средний объем голосового трафика на абонента в месяц снизился на 5-6% к аналогичному периоду 2018 г,
В то же время, имеет смысл смотреть на ситуацию в конкретном регионе, рассказали нам в офисе одного из операторов связи. На фоне общего снижения «голоса» операторы Чувашии могут демонстрировать рост трафика на одного активного абонента. Этот парадокс — вынужденная реакция на внешний раздражитель.
Tele2 год за годом методично отбирает абонбазу у BIG3. На падающей абонентской базе у «большой тройки» наблюдается уменьшение и доходов, и трафика. Но при расчете на одного абонента показатели могут расти: за счет увеличения доли все более «тяжелых» и дорогих тарифов. Они преобладают и в продажах, и по абонбазе «большой тройки» в целом.
Представитель одного из операторов «большой тройки» уточнил, что сотовые сети Чувашии не дают возможности оценивать только трафик, пропущенный через мессенджеры. Как и прежде, отдельно считается Data-трафик, отдельно — «голос». Учитывая, что обвального падения «голоса» не зафиксировано, каких-то тектонических сдвигов в привычках местных пользователей связи нет. Преобладание традиционной связи подтверждают и федеральные данные, из которых следует, что во II квартале 2019 г, 65% голосовых вызовов в сотовых сетях «большой четверки» проходили по радиосети.
И все же рост популярности мессенджеров — состоявшийся факт. Согласно опросу агентства EY, проведенного в феврале 2018 г., только 8% опрошенных предпочитали звонки в мессенджерах традиционной телефонной связи. Сравним с троекратным ростом этого показателя летом 2019 г.. Как говорится, комментарии излишни.
По данным Deloitte, 83% граждан России пользуются WhatsApp, 61% — Viber, 53% — Skype, и лишь у 40% установлен Telegram. Тем не менее, самые высокие темпы роста в 2019 г продемонстрировал Telegram, рост популярности которого обусловлен не какими-то выдающимися характеристиками, а обычным «эффектом Стрейзанд».
Рост популярности мессенджеров коррелирует с общим ростом интернет-трафика в сотовых сетях, что операторы связывают с развитием LTE, «тяжелых» сервисов и контента. При дальнейшем росте трафика «голоса» через мессенджеры не исключено выделение в отдельную опцию интернет-звонков: операторы заинтересованы в монетизации любых решений.
«Чужие на празднике жизни»
Вне интернет-мейнстрима остаются пользователи кнопочных телефонов. И они — довольно серьезная проблема для «сотовиков». По оценкам Telecom Daily, треть россиян пользуется только кнопочными телефонами и никак не участвуют в «передовой» статистике. Они не хотят уходить в интернет, и не намерены платить за связь больше.
Операторы зарабатывают преимущественно на пакетных тарифах. Тарифы только с «голосом» никак не продвигаются, хотя согласно требований Закона «О связи» они существуют, только спрятаны на «дальнюю полку».
Сегодня более 80% продаж у операторов «большой четверки» в Чувашии составляют пакетные тарифы. Доля новых потребителей только голосовых услуг постепенно стремится к нулю, что операторы стимулируют самыми различными способами. Например, Tele2 просто не продает кнопочные телефоны в своих салонах.
За счет старых абонентов начала 2000-х, пользователей из сельских районов, а также пожилых доля голосовых клиентов в Чувашии остается, как признали представители одной из компаний, все еще «весьма весомой». Причем это проблема только «большой тройки». «Tele2 — исключение», — сетуют «сотовики». — Они же не продавали 10 лет голосовые тарифы, как мы».
По оценкам «IT-News», уходить из «голоса» не намерены 40-45% региональных пользователей сотовой связи. В Чувашии обслуживается примерно 880 000 активных SIM-карт. Таким образом, даже в таком небольшом регионе, как наш, счет «интернет-пессимистов» идет на сотни тысяч.
Операторы ведут кампании по переводу «бабушек в интернет» — с разной степенью успеха. В Tele2, например, признают, что молодежь, как правило, не хочет помогать людям старшего возраста пользоваться мобильным интернетом. Без помощи близких все усилия операторов будут тщетны. А впереди всех нас ждет тотальное погружение в «цифровую экономику», когда каждый шаг будет дублирован цифровым отпечатком в Сети. Добровольный отказ от «дивного нового мира» становится непродуктивным решением.