Найти тему
Андрей Макаров

Невозвращенные территории Самарского Иверского монастыря

Оглавление

Говоря о территории, которую так и не вернули Иверскому монастырю во время его возрождения в 1990-е годы, нельзя забывать о компенсации в виде загородного участка в 40 километрах от Самары, где создано монастырское подворье. Таким образом, государство полностью рассчиталось с обителью за доставленное неудобство, и фантазировать о восстановлении на прежнем месте взорванного в 1930 году Сретенского храма в обозримом будущем просто нет оснований.

Обычно говорят, что на месте храма построен жилой дом для обкомовских работников (ул. Вилоновская, 2А).

Если точнее, то снесли не только Сретенский храм, но также небольшое кладбище и часовню, находившиеся рядом. На приведенном ниже плане они обозначены красными прямоугольниками. Синей линией обведена современная территория монастыря, а красная охватывает невозвращенную часть.

-3

А построили на освободившемся месте и вокруг него, кроме уже названного, еще два дома. Только они числятся не по Вилоновской, а по улице с необычным названием Рабочий городок под номерами 2А и 4А. Между двумя домами с одинаковыми номерами 2А, но числящимися по разным улицам, есть проход.

Это проход во двор к тому месту, где каких-то 90 лет назад еще высился величественный Сретенский собор. К слову сказать, он был даже выше Кафедрального. А теперь здесь только деревья, детская площадка и парковка.

Фото: автор
Фото: автор

Подойдем ближе, вдруг земля еще хранит энергетику намоленного места. Встанем там лицом к нижней части монастыря и оглядимся.

Фото: автор
Фото: автор

Слева от нас было верхнее монастырское кладбище, бо́льшая часть его территории сейчас занята домом 2А по Вилоновской. Здесь хоронили священнослужителей, но за 1000-2000 рублей могли похоронить и мирянина. Таким образом, кто попало здесь не лежал. И нынешние обитатели этого места под стать прежним, то есть, главным образом, люди уважаемые и не бедные. Вполне естественно, что никаких жалоб на привидения от них не поступало.

Кстати, в этом же доме в 1942 году получил квартиру эвакуированный композитор Дмитрий Шостакович. Это была первая награда за успешную премьеру 7-й симфонии, а потом уж Сталинская премия. Так вот, Дмитрий Дмитриевич тоже прекрасно здесь себя чувствовал, вдохновенно работал над циклом «Шесть романсов на слова У. Ралея, Р. Бёрнса и У. Шекспира» для баса и фортепиано, ни на что не жаловался.

Ниже за кладбищем стояла просторная часовня купцов Кирилловых. А высокая колокольня с надвратным храмом Святителя Николая – она и сейчас виднеется над заслонившими ее домами, правда, не аутентичная, но восстановленная в прежнем виде на прежнем месте.

Фото: автор
Фото: автор

Велико искушение предположить, что кирпичная стенка, над которой стоит деревянный забор, имеет какое-то отношение к фундаменту снесенного в 1930-м году храма. Но это маловероятно, потому что в условиях тогдашнего жесточайшего кирпичного дефицита разбирали всё подчистую.

А значит укротим фантазию и бросим прощальный взгляд на этот обычный и необычный двор: слева дом 2А по Вилоновской, справа сквозь ветки просвечивает дом 2А по улице Рабочий Городок, еще правее – фрагмент дома 4А по той же улице, а в центре пара деревьев и детская площадка на месте самого высокого храма Самары.

Фото: автор
Фото: автор

Было время, когда Рабочим городком именовалась бо́льшая часть территории упраздненного Иверского монастыря, заселенная рабочими окрестных предприятий. Сейчас это только небольшая улочка на территории, которую монастырю не вернули.

Но самое удивительное то, что на этой улочке до сих пор сохранилось четыре монастырских здания, некогда служивших сестринскими корпусами. Номера домов: 6, 7, 9, 10. На приведенном ниже плане они обведены зеленой линией. Туда мы сейчас и отправимся.

-9

Буквально в двух шагах от домов самарской элиты начинается форменная глухомань. И только непарадные виды Иверского храма напоминают нам, что мы всё же находимся на бывшей монастырской земле.

Фото: автор
Фото: автор

В густых зарослях притаился дом №10.

Фото: автор
Фото: автор

К нему мы еще вернемся. А осмотр, в силу свойственного автору занудства, будем проводить в порядке нумерации, то есть начнем с дома №6.

Фото: автор
Фото: автор

Это его парадная сторона, выходящая на улицу Рабочий городок. Хотя, что я несу! Эта сторона сначала как раз была тыльной и выходила окнами на монастырский забор.

Фото: автор
Фото: автор

Позвольте! А это что такое? Откуда бревна? Он же кирпичный!

Не удивляйтесь, обкладывание деревянных домов кирпичом в Самаре в позапрошлом веке практиковалось. Не от хорошей жизни, конечно. Бывало, что и отслоится часть кладки. Зато поглядите, как прекрасно сохранилась другая сторона – исторически парадная.

Фото: автор
Фото: автор

И дом №7, сработанный, наверняка, по той же технологии, стоит себе целехонек.

Фото: автор
Фото: автор

Это, как мы теперь выяснили, задний фасад, выходящий на улицу Рабочий городок, где раньше был монастырский забор.

Фото: автор
Фото: автор

А вот и парадная сторона, обращенная к монастырю. Выглядит очень благородно.

Фото: автор
Фото: автор

Дом №8 нас не дождался, поэтому перейдем сразу к девятому.

Фото: автор
Фото: автор

У него своеобразный имидж продвинутых трущоб. Это благодаря убитой иномарке. Хотя, честно говоря, какой-нибудь ржавый тракторишко смотрелся бы здесь более естественно.

Фото: автор
Фото: автор

Впрочем, преобладают здесь всё же исправные с виду автомобили, а на стенах еще сохранилась краска. Эта сторона здания обращена к домам 6 и 7.

Фото: автор
Фото: автор

Вход выглядит вполне приветливо.

Фото: автор
Фото: автор

Давайте обойдем здание, осмотрим его со стороны монастыря.

Фото: автор
Фото: автор

Отсюда открывается довольно необычный вид на монастырь и на то, что за ним. У стены я заметил небольшую скамеечку. Думаю, нынешние обитатели святой земли любят здесь наблюдать закаты.

Фото: автор
Фото: автор

Ну вот мы и вернулись к дому №10. Так он выглядит со стороны дома №9.

Фото: автор
Фото: автор

А на следующем фото – сторона, обращенная к монастырю.

Фото: автор
Фото: автор

На первый взгляд страшновато, но, если приглядеться, можно заметить даже остатки деревянных резных украшений.

Фото: автор
Фото: автор

Отсюда тоже можно видеть монастырь, Волгу и заволжские просторы.

Фото: автор
Фото: автор

Так же и сто с небольшим лет назад любовались насельницы видом из окошек своих келий и шептали: «Дивны Божие дела!» Только тогда не было глухого металлического забора между верхними сестринскими корпусами и Иверским храмом. А в остальном – всё так же.

Фото: автор
Фото: автор

Спасибо, что дочитали!

Читать продолжение

Предыдущую часть читайте здесь. Начало прогулки по улице Фрунзе – здесь.

Если текст понравился, поставьте, пожалуйста, лайк. Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – кнопки находятся на полях слева от текста).

Также рекомендую заглянуть (а то и подписаться) на мой канал – там есть (и будет) еще много интересного, например, рассказ об аномалиях исторического центра Самары.

Ваш Андрей Макаров