Существует множество пособий по развитию речи. Однако всё-таки основа запуска и развития речи – это не занятия по книжкам. Очень важны моторика и разнообразное сенсорное стимулирование.
Предлагаю вам поиграть с детьми в игры для речи. Вам понадобятся лишь подручные предметы, всё то, что точно есть у вас дома!
Предмет и действие
В одной из статей я писала о том, что важно формировать у ребёнка понимание глаголов и побуждать просить (ссылка ниже). Этот вариант игры как раз направлен на изучение глаголов.
Вам понадобится 6-7 предметов, которыми пользуется ребёнок или которые ежедневно видит в применении. Например, носочки, зубная щетка, расческа, игрушка, тарелка, ложка, кружка, фломастер, книжка, альбом, подушка.
Далее просите ребёнка дать вам предмет, про который вы спрашиваете. Потом четко проговариваете название предмета и действия с ним. Хорошо, если также будете каждый раз демонстрировать имитацию действия. Например, будто едите ложкой.
- Чем можно есть? (Ребёнок даёт ложку)
Да! Едят ложкой!
- Что можно читать? (Ребёнок даёт книжку)
Да, читают книгу!
- Из чего можно пить? Или Куда можно наливать воду? (Ребёнок даёт кружку)
Да, пьют из кружки!
- Чем можно рисовать? (Ребёнок даёт фломастер)
Да! Рисуют фломастером!
- Чем расчесываются?
Да, расчёсываются расческой!
Также можно наоборот спрашивать, что можно делать ложкой? Если ребёнок ещё совсем не говорит, то пусть показывает. А вы в это время сами четко проговаривайте.
Сенсорные мешочки
Более сложный вариант предыдущей игры – сложить предметы в мешочек и предложить ручкой найти то, чем едят, чем рисуют, чем чистят зубы, чем расчёсываются. Подробнее про сенсорные мешочки писала здесь.
Предмет и действие - путаница
Когда ребёнок хорошо знает, для чего каждый предмет и всё безошибочно показывает можно играть в путаницу.
Например, будто вы расчёской будете есть. – Правильно? Расческой едят? - спрашиваете у ребёнка.
– Нет! Едят ложкой. Расчёской расчёсываются.
Съедобное и несъедобное
В эту игру можно играть между делом, к примеру, когда вы готовите, а кроха залез на стульчик, чтоб обозревать, что там происходит на столе. Положите перед ребёнком продукты и другие предметы и спрашивайте, что можно есть.
– Яблоко можно есть?
– Да, яблоко можно есть. Яблоко съедобное. Ам-ам!
– А банку можно есть?
– Нет, банка – это не еда!
Вам может быть интересно:
Ребенок не хочет выполнять упражнения на развитие речи. Как быть?
Развитие речи через слуховое восприятие
Как помочь ребёнку заговорить?
Развитие речевого дыхания у детей + подборка игр