Как тебе такое?
Открыл много вкладок с дзена в фоне, но сегодня не успеваешь прочитать, а когда откроешь завтра – уже не интересно то, что было интересно ещё вчера.
Похоже на загадку?
А вот и нет, скорее на близость научного открытия, которое или уже используют маркетологи, или будут использовать.
Но для начала нужно убедиться что такой эффект действительно существует, сделать это просто:
Нужно полистать ленту дзена, выбрать то, что интересно (открыть в фоновой вкладке), но не смотреть до наступления следующего дня.
И вот, новый день наступил, но почему-же не хочется открывать старые вкладки, вместо этого хочется снова листать ленту дзена в поисках интересного!
В чем же тут дело?
В целях пребывания на я.дзене!
Не секрет, что многие заходят на дзен отдохнуть, или в поисках новых впечатлений, небольших открытий и просто приятно и с пользой провести время.
Как может быть заметит учёный – на лицо «цифровая зависимость» связанная с системой гормонального поощрения человека.
Посмотрел ленту, и стало хорошо, интересно, еще и высказал свое мнение в комментариях.
Слово зависимость здесь не случайно:
По аналогии с другими зависимостями (например табакокурением, вредной привычкой, снижающей умственные способности во время «никотиновой ломки») организму чтобы прийти в нормальное состояние (к которому он успел привыкнуть), нужна очередная «доза», и чтобы вызвать первоначальный эффект от просмотра, эта доза должна каждый раз увеличиваться, потому что организм привыкает, и «пытается» стать менее чувствительным, повышает планку, чтобы прийти к состоянию равновесия. Однако, помня прошлый положительный опыт (о какая в прошлый раз статья хорошая была, может и сегодня будет), в погоне за новой порцией информации можно создается привычка, от которой будет не так легко избавиться.
Наверное поэтому некоторые практикуют дни без электроники (детокс), в которые можно получить новые эмоции без гаджетов, и как результат, если не освободиться от чрезмерного залипания в экране в будущем, то хотя бы снизить порог получения удовольствия. (Можно даже сравнить с невкусной диетой, после которой так приятно хорошенько наесться не всегда здоровой пищи).
Чем же может быть обусловлено такое поведение? И можно ли сравнивать стимул получения информации со стимулом удовлетворения базовой потребности в еде?
Давайте порассуждаем:
Представим, человека прошлых веков, у которого может быть и книг-то не было, а если и были, то он возможно не умел читать, поэтому, в свободное от работы время он мог пойти восполнять недостаток в питании. Найдя случайно улей с мёдом, он несомненно получает вознаграждение не только материальное, но и внутреннее – гормоном поощрения. Это помогает процессу «обучения».
Тут нужно пояснить, что речи не идет об привычных школах, учебниках или научных академиях, речь идет скорее о школе выживания, которая гласит – если плохо кушаешь, мало сил. Если мало сил, сложно добывать еду. Если не добыть еды, можно заболеть, и… Ну вы поняли.
Поэтому такой человек, получив внутренний стимул, «зарубил себе на носу», пусть даже он этого не осознает, но найденную вкусняшку, и место где он это нашел, обстоятельства, он скорее всего запомнит надолго, что может быть поможет ему в будущем найти еще.
В наше время развитой пищевой индустрии, пишу стало добывать легче, и в развитых городах в общем то, вопрос добычи пищи не всегда стоит на первом месте (хотя бы потому, что позволить себе дом в таком месте может не каждый) – тут мы плавно подходим к теме «информационного голода»:
Вспомним не так давно минувшие события:
На что же потратили граждане получившие пособие на ребёнка помощь от государства?
Вы и сами наверное сможете найти в новостных сводках, но я подскажу:
На смартфоны.
Что может быть актуальней в условиях всемирной изоляции чем обеспечить себя и близких (в том числе детей) информационной «едой»?
Причем какой? Вкусной, или полезной? (аналогия с знаниями интересными, но по сути, мало полезными типа ютуба, или изучением школьной программы с помощью телефона. Серьёзно, кто нибудь выбирал учебу, когда у него был выбор? (и сделанное домашнее задание)).
Как видите, тема достаточно обширная для изучения, поэтому перейдем к проведённому эксперименту (или сразу к результатам) и возможно, для кого то открытию:
Куй железо пока горячо.
Этот же эффект наблюдается и в повседневной жизни, когда желание "купить что то" возникает спонтанно - увидели продавца зазывалу, и теперь это именно то, что вам нужно, причем прямо сейчас.
В начале статьи было сказано про использование маркетологами эффекта угасания интереса. Именно поэтому, пирожки принято есть горячими (или потому что так вкуснее), статьи открывать с кликбейтным заголовком, а набор дешевой китайской посуды продавать прямо на улице - первому встречному.
Конечно, кто то "не клюет" на эту удочку, но этому сперва нужно научиться.
Возможно ли, использовать обратный эффект?
Возможно! Например рекламируя продукт, который будет формировать у пользователя
Осознанное потребление информации:
Небольшая инструкция, чтобы определить, а действительно ли так важна и интересна та информация, которую я хочу в данный момент прочитать (посмотреть):
Прочитайте известную пословицу «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» и сделайте с точностью наоборот!
Отложите на завтра чтение интересной статьи, и если она на следующей день окажется так же актуальна как и сегодня, то вы едва ли откажитесь от чтения.
Ну а если читать уже не хочется, поздравляю, наверное вы испытали на себе пословицу:
«Утро вечера мудренее» и стали чуточку умнее чем вчера, сэкономив свое драгоценное время!
Если же вас все таки беспокоит чувство «упущенной выгоды» (в данном случае упущенной информации), проверьте – не подвела ли вас интуиция, может и правда найдете что то ценное во вчерашней статье?
Таким образом, со временем можно научиться лучше анализировать информацию, и стать рассудительней в выборе пищи для ума.