Найти тему
Зухайр Наккаш

Фалак (картина Карим Наджмиддинов)

Фалак в переводе с таджикского языка: небосвод, судьба, рок, фортуна, в музыке – вид народной песни.

Как-то, волей судьбы, в конце восьмидесятых годов, я оказался в городе Хороге – административном центре Горно-Бадахшанской автономной области Республики.

Так случилось, что пришлось ночевать у радушного хозяина, во дворе дома, на широком кате (тапчан) в летнюю ночь.

Лежа на спине, на мягких курпача (национальные ватные матрацы), разглядывая огромные сияющие звезды на ночном небосводе, до которых, казалось, можно было дотянуться рукой, я наслаждался пением сверчков и неописуемым спокойствием души.

Перевернувшись на бок, мне представилась картина электрической освещенности окраины города, в виде сверкающей ленты, по берегу реки Пяндж. За этой светящейся лентой, за рекой, которая является государственной границей, расположен Афганский Бадахшан, в черной ночной мгле которого были видны пару, еле заметных огоньков, видимо керосиновых ламп, в жилищах людей.

Тогда мне подумалось, что я живу в великой Советской стране, благодаря которой наш Бадахшан может пользоваться всеми благами цивилизации, в отличие от того, который подавал признаки жизни двумя огоньками керосиновых ламп…

Прошло немного времени. Не стало Великой Родины… Прошла гражданская война. Мы вступили в двадцать первый век…

И, вдруг, стало ясно, что при тех же светящихся огнях, которые я относил к достигнутой, моей большой Родиной, цивилизации…, расползаясь каждый по своим углам, мы откатились назад… Время показало, что дело совсем не в огнях освещенных улиц или всякого рода гаджетах…, а в сознании и головах тех, кто всем этим пользуется. Время вскрыло истину, которую надо было увидеть и обдумать…, из которой надо сделать правильные выводы…

Видя то, что не умеющие грамотно писать, не прочитавшие ни одной книги, не имеющие в своей основе капли порядочности, стали руководителями, бизнесменами, богатея на грехе…, когда невежественность начинает руководить всем…, понимаешь, что мгновенный откат цивилизованности в головах людских, с их переоценкой ценностей человеческой жизни, является невосполнимым...

Колесо времени под этим небосводом вращается безостановочно… Краски и красота мира остаются прекрасными, пока мир существует. Но…, человек…, живя в этом мире создает в своей голове свой мир, пытаясь воплотить его в реальность, не считаясь с законами равновесия и справедливости природы, отталкиваясь от стержня своего эгоизма в любых решениях и поступках, не обращая внимания на свое человеческое окружение…, все больше и больше утопая в грехе, под штандартом «выгода».

Нас огорчает та атмосфера, в которой мы вынуждены жить среди людей и общества, которые они создают. Но, кто мы? Кто мы, что называем себя людьми под этим небосводом? Кем мы являемся во вращении колеса времени? То, что мы –всего лишь пыль и тленность, нисколько не может омрачить той прелести, которой обладает красочная Природа. Живя в обществе людей, калибр которых разнится неисчислимо, проживая свою жизнь, мы твердим себе о судьбе, приписывая ее сценарий какой-то высшей силе, придуманной нами же. А…, надо бы сесть у реки, схожую на скоротечность нашей земной жизни, вдохнуть свежесть ее воздуха полной грудью и посмотреть вокруг другим, видящим, взглядом, пытаясь понять, что только наше появление на этот свет, в определенное время, которое является случайностью, можно назвать судьбой, что все наши тяготы никчемны по сравнению с той красотой и величием, которые окружают нас и, которые, под этим небосводом, способен узреть занятый жизнью, а не собой…