Найти в Дзене
Кинокрот

Одри Хепберн. Как покорить миллионы?

В этой статье речь пойдёт о том, как и почему Одри Хепберн стала мировой знаменитостью. Что было в ней такого, чего не было в сотне актрис до неё?

Для начала разберёмся в её дебютной работе в Голливуде, в старте, который смог привлечь должное внимание к её персоне. Одри Хепберн в этом смысле крупно повезло. Ведь её первый фильм, снятый в США, не только прославил её и подарил ей Оскар, но и создал ей имидж, образ, благодаря которому её знают и по сей день.

Что же эта была за дебютная роль такая? Конечно, же роль в картине «Римские каникулы» (1953). Фильм, который смотрели многие, а слышали о нём почти все, кто мало-мальски интересовался фильмографией Одри.

В далёких 1950-х годах режиссёру Уильяму Уайлеру предложили снять фильм о приключениях сбежавшей принцессы. Сценарий ему понравился, как и жанр задуманной киноленты, и он согласился. Для режиссёра «Римские каникулы» должны были стать знаковыми, ведь он не снимал комедии уже 17 лет. Его последний комедийный фильм был «Весёлый обман» 1935-ого года ("The Gay Deception"), и теперь ему хотелось, вернувшись к истокам, создать что-то по истине грандиозное. Для начала он переубедил студию Paramount не снимать фильм в студийных декорациях, а перебраться на само место действия фильма, то есть в Рим. Для Голливуда того времени съёмки в Европе ещё не были обычной практикой, поэтому «Римские каникулы» могли стать запоминающимися уже только живыми съёмками. Но для Уильяма Уайлера живописных пейзажей было мало. Ему нужна была особенная актриса, которая сумела бы воплотить образ сбежавшей принцессы. Такая девушка, которая бы не ассоциировалась со своими старыми ролями, свежее, не мелькавшее ещё в фильмах лицо. Но что бы этот “неогранённый алмаз» засверкал перед публикой, ей нужен был партнёр с громким именем, принёсший бы львиную долю сборов. Звезда первой величины - Кэри Грант от роли отказался, да и его младший «звёздный» коллега - Грегори Пек не рвался сниматься. Он, конечно же, сразу смекнул, что ему достанется роль «второй скрипки в этом оркестре», но после долгих уговоров всё же согласился.

-2

Теперь дело стояло за юным дарованием, которое сыграло бы главную женскую роль. Режиссёр задался целью найти актрису, как можно больше похожую на европейскую принцессу, а значит, она должна была говорить без американского акцента. Поэтому Уильям Уайлер начал поиски такой девушки не в США, а в англоязычной Европе. У него было на примете несколько кандидаток, среди которых была и Одри Хепберн. Её очень рекомендовал глава производственного отдела лондонского подразделения Paramount. Он приметил Одри ещё в роли продавщицы сигарет в британской комедии «Смех в раю» 1951-ого года ("Laughter in Paradise"). Режиссёр, посещая Лондон, взглянул на всех кандидаток и попросил выслать ему запись кинопроб Одри Хепберн. С одним условием: записи должны были включать в себя незапланированные кадры. Уильяму Уайлеру хотелось посмотреть на «спонтанную Одри», на живую и раскрепощённую. По его задумке оператор должен был не выключать камеру по окончанию кинопроб, чтобы интервьюер мог расспросить девушку о её прошлом, а также о её жизни в период оккупации. Записи так сильно впечатлили режиссёра, что он тут же утвердил её на роль.

Одри Хепберн в эпизодической роли в фильме "Смех в раю" (1951)
Одри Хепберн в эпизодической роли в фильме "Смех в раю" (1951)

Сказать, что Одри Хепберн до съёмки фильма «Римские каникулы» была никем, значило бы солгать. Да, в британском кинематографе ей не очень везло, доставались маленькие и не очень приметные роли. Но зато с театральными постановками ей улыбалась удача гораздо чаще. До возможности заявить о себе в Голливуде она уже медленно, но верно покоряла Бродвей с постановкой «Жижи» в главной роли. Именно там она и играла на момент проб в фильм «Римские каникулы». Поэтому студии Paramount пришлось подождать пару месяцев до того как завершится театральный сезон, чтобы Одри смогла присоединиться к фильму.

Съёмки фильма начались в июле 1952-ого года, а Грегори Пек, наконец, познакомился с юным дарованием, которое кропотливо выискивал Уильям Уайлер. Результат поисков его, видимо, приятно удивил, потому что спустя только 2 недели съёмок он позвонил своему агенту и на правах крупной голливудской звезды попросил об одолжении. А именно: чтобы на постерах к «Римским каникулам» имя Одри Хепберн написали таким же шрифтом как и его собственное. Мотивировал он эту просьбу тем, что, по его мнению, его партнёрша по съёмкам точно выиграет Оскар, а он не хочет при этом выглядеть дураком со своей огромной надписью на плакате. ( «I'm smart enough to know this girl's going to win an Oscar for her first picture, and I'm going to look like a damn fool is not up there on top with mine.") Сложно сказать, что было причиной такого поспешного решения Грегори Пека: его природная проницательность или восхищение талантом актрисы. Но дело было сделано, и по окончании съёмок имя Одри Хепберн, напечатанное крупными буквами гордо стояло рядом с именем своего звёздного партнёра.

Сейчас может показаться, что в этом нет ничего особенного. Подумаешь, имя Одри на плакатах увеличили в несколько раз, что им, жалко, что ли, было? А я вам скажу, что для 50-х годов это стало феноменом. Согласно традициям старого Голливуда, размер имён актёров на рекламных плакатах зависел не от их роли, а от их известности среди зрителей. Пусть ты играешь хоть сто раз главную роль, если ты не известен - тебя крупными буквами не напишут, а на первый план выставят популярную медийную личность, пусть она и играет в фильме всего от силы минут десять. Грегори Пек был одним из самых востребованных и любимых актёров в 1950-ых годах. И тут на рекламном плакате к «Римским каникулам» рядом с его громким и известным именем ставят имя никому пока ещё не известной актрисы. Да ещё и шрифтом такого же размера, что и у знаменитости. Значит, Одри Хепберн как минимум, претендует на то, чтобы быть ровней своему более старшему и опытному коллеге, что удивительно, ведь это её дебютная роль в Голливуде.

-4

Также не стоит забывать, что газеты того времени полностью повторяли соотношение букв на плакатах к фильму, поэтому имя Одри Хепберн успело быстро привлечь внимание публики. Привлечь и заинтриговать. К тому же, рекламные материалы концентрировали внимание зрителей на новой звезде. Понятное дело, что это не могло не остаться без внимания, и очень скоро имя Одри Хепберн стало у всех на слуху. Зрители хотели знать о ней всё, об её прошлом, настоящем и будущем. А газетчики, увидев каким большим спросом пользуется актриса, пытались что-нибудь разнюхать, чтобы состряпать очередную горячую статью. Очень скоро Одри стала одной из самых обсуждаемых тем 1953-ого года.

Теперь мы знаем какие обстоятельства помогли Одри Хепберн прославиться. Но это не даёт ответа на вопрос, почему она полюбилась зрителям 1950-х годов настолько, что остаётся звездой мирового масштаба и по сей день. Конечно, вы можете сказать, что дело в красоте. Никто не будет отрицать, что Одри была очень привлекательной и обаятельной девушкой, но и до неё ведь были красотки-актрисы, которые такими феноменами почему-то не становились. Тогда, возможно, дело в актёрском таланте. И это тоже не до конца верно. В киноиндустрии было много актёров и актрис - профессионалов, которые оттачивали свои навыки годами, но они почему-то так не прославились.

Ответ на этот вопрос стоит искать, в американской публике, перед которой актриса Одри Хепберн вдруг предстала. Надо понимать, что 50-ые годы были послевоенными, общество только-только отходило от тяжёлых военных будней. В 40-ые годы молодые парни и зрелые мужчины уходили на войну, где успевали хлебнуть горя, а родственники, близкие и друзья оставались ждать их со страхом, что больше они с ними не свидятся. В таких условиях молодёжи сложно было рано не повзрослеть, а старшему поколению ещё больше не постареть. 1950-ые годы стали годами радости и веселья, а также веры в светлое будущее. Американцы хотели восполнить те беззаботные мгновения, которые были навсегда утеряны в период войны. Поэтому неудивительно, что в то время было снято очень много по-своему наивного, а кому-то может показаться, что даже глупого кино. Просто зрители устали от боли и страданий, и им хотелось посмотреть что-то лёгкое и весёлое.

И тут американским зрителям представили Одри Хепберн. Совсем ещё юную, по-детски наивную актрису, которая к тому же красива, очаровательна и обладает отличным потенциалом в плане игры. И как в неё только можно было не влюбиться? Даже Уильям Уайлер, вспоминая о съёмках «Римских каникул» говорил: «...и я, ворчливый ветеран, со слезами на глазах наблюдал за ней. Одри была воплощением юности — и я знал, что очень скоро весь мир полюбит её, как и все мы во время съёмок картины». ("...and I, crusty veteran that I was, felt tears in my eyes watching her. Audrey was the spirit of youth — and I knew that very soon the entire world would fall in love with her, as all of us in the picture did.") И он оказался прав, весь мир, а в особенности американские зрители, без памяти в неё влюбились. Её хотели видеть снова и снова в других кинолентах, поэтому неудивительно, что Одри стала очень востребованной в Голливуде.

Кадр из "Римских каникул"
Кадр из "Римских каникул"

Но всё же это была не единственная причина, почему Одри Хепберн так сильно запала зрителям в душу. Дело также было в том, какую роль она сыграла в фильме «Римские каникулы» - сбежавшую принцессу, девушку-аристократку, которая устав от королевских обязанностей, покинула роскошный дворец. А потом наслаждалась свободой среди простых смертных. (Да, чем-то похоже на аллегорию жизни американского общества в военное и послевоенное время). Как ни странно, Одри органично смотрелась как в образе принцессы, так и обычной девушки. Не зря про неё писалось в статье журнала Life 1953-ого года: “В ней есть всё от королевы и всё от простолюдинки — её можно представить как держащей лорнет на балу, так и доящей корову в хлеву» (“She is all queen (her grandfather was a Dutch baron) and all commoner – you can imagine her lifting a lorgnette at a ball or milking cow in a barn”.)

Естественность Одри в этих двух, казалось бы, противоположных ролях, можно вполне объяснить её прошлым. С одной стороны, она имела аристократические корни (её мать была баронессой), благодаря чему она имела подобающие манеры и воспитание. С другой стороны, из-за Второй Мировой войны и оккупации Нидерландов, родины Одри, ей пришлось несладко, то есть, знание простой жизни у неё тоже имелось. Она была одновременно и из высшего общества, куда американцы стремились, и из низшего, где большинство из них находилось. Так что образ, который у Одри Хепберн получился, можно сказать, был без изъянов, настолько он оказался близок публике.

Зрителям нравилось смотреть на преображение Одри из простушки в леди и обратно, поэтому неудивительно, что ей часто предлагались подобного рода роли. Чего только стоит «Сабрина» (1954), «Война и мир» (1956), «Забавная мордашка» (1957), «Завтрак у Тиффани» (1961), «Моя прекрасная леди» (1964) и, конечно, «Римские каникулы» (1953). Во всех этих фильмах Одри Хепберн, в той или иной степени, играла роли либо королевы с душой простолюдинки или простолюдинки, которая превращалась в королеву.

Одри Хепберн в фильме "Моя прекрасная леди" (1964)
Одри Хепберн в фильме "Моя прекрасная леди" (1964)

Детскость, наивность, юность, аристократизм, красота, изящество, простота, естественность — всё это одновременно сочеталось в Одри. Не зря в той же самой статье журнала Life отмечалось, что «она выглядит достаточно беспомощной, чтобы её захотелось защитить, достаточно смелой, чтобы её уважать и достаточно милой, чтобы обожать.” («...she looks helpless enough to protect, courageous enough to admire and pretty enough to adore.”)

И тут мы наконец, подбираемся к тому, почему Одри Хепберн стала иконой стиля. Многим, должно быть, известно, что у неё были дружеские отношения с дизайнером голливудских звёзд Юбером де Живанши, для которого она стала на долгие годы музой. Частично из-за того, что Одри могла ассоциироваться как со светской дамой, так и с обычной девушкой, а также из-за того, что у неё не было тех форм, какие были у секс-символов (вспомнить хоть Мэрилин Монро), она могла носить разнообразную одежду. И что-то простое, как в «Римских каникулах», в чём была героиня Одри Хепберн, когда сбежала из дворца, так и что-то элегантное, как, например, всем известное чёрное платье из «Завтрака у Тиффани». Наряды, которые она носила, не были слишком откровенными или слишком пышными. Их вполне можно было надеть на улицу или на светский ужин и не выглядеть при этом вызывающе. Поэтому среднестатистические американки, без выдающихся форм и выдающейся зарплаты, с большим удовольствием копировали одежду, которую носила Одри и по совместительству конструировал Живанши. И именно благодаря его нарядам, а также благодаря своему образу Одри Хепберн стала иконой стиля.

Слева: наряд из "Римских каникул", справа: платье из "Завтрака у Тиффани"
Слева: наряд из "Римских каникул", справа: платье из "Завтрака у Тиффани"

Итак, мы проследили историю становления Одри Хепберн как одной из самых известных актрис, а также иконы стиля. Благодаря цепочке удачных совпадений и обстоятельств, которые помогли ей удачно дебютировать в Голливуде, а также недюжинным актёрским способностям и образу леди-простолюдинки, который стал её визитной карточкой на долгие годы, Одри сумела стать выдающимся явлением в кинематографе.

Спасибо, что прочитали! Если статья вам понравилась, подпишитесь на канал, чтобы не пропустить появление Кинокрота с чем-то новеньким) А мы увидимся в следующей статье!