Во время экспедиции случилось мне побывать на праздновании Троицы в селе Вяземка Пензенской области, и что самое интересное - сразу в трёх параллельных реальностях - на народном празднике, на христианском и на административном, который именуется «праздник села».
В Вяземку в тот день съехались чуть ли не со всей страны - не только с ближайшей Пензы, но даже с Мурманска и Владивостока.
Кто и зачем? Те, кто жил здесь, а также их потомки, и затем, чтобы на погосте помянуть родителей (понятие «родители» - может обозначать всех предков).
Этот день - всеобщий праздник. Помянуть предков - это не поплакать на могилке, а нарядившись в самое лучшее прийти на погост с блинами (которые, как известно, часто являются поминальной пищей) и крашеными яйцами - угощением для предков. Не исследовать сие действо методом включённого наблюдения было бы опрометчиво, поэтому с утра были испечены блинчики и покрашены яйца (которые, кстати дала одна местная бабушка и отказалась брать плату, потому как «да вы что, это же для родителей!»).
Некоторые ставят поминальную пищу на столиках, некоторые - расстилают под это дело на могилках полотенца (уже, правда, не обрядовые тканые или вышитые специальным узорочьем, а из магазина). На самом погосте не протолкнуться, настоящее столпотворение и настоящий праздник - угощение как предков так и самих себя идёт полным ходом, односельчане, которые давно не виделись, общаются, делятся новостями. Я первый раз была на кладбище, где царил такой радостный ажиотаж. На мой взгляд, это не только культ предков во всей красе, но и проявление отношения к смерти как к закономерному элементу структуры мироздания взамен её демонизации. Люди общаются с предками, перешедшими в мир иной, даже кормят их, всё норм. Люди, которые приехали с Мурманска и Владивостока через всю страну.
Интересно, что действо происходит не на Троицкую родительскую субботу, а на саму Троицу.
В церкви (которая бывшая сельская библиотека) на Литургии было человек 25, в основном женщины. По традиции церковь украшается берёзками, или берёзовыми веточками или, за неимением, веточками других деревьев, а пол выстилается травой. Веточки и траву под конец службы разобрали прихожане. Это к вопросу синкретизма. Кстати, что вообще церковь празднует на Троицу и почему второе название - Пятидесятница? Было бы интересно почитать в комментариях ваше мнение.
Административный уровень и праздник села. Скажу коротко - была речь от председателя, выступления, чествования семейной пары, которая вместе далеко не первое десятилетие, батюшка, стоящий в отдалении, женщины увы в сарафанах и увы в синтетических и что меня ошарашило - развевающийся флаг с ликом Христа рядом с флагом Российской Империи, ой извините, Федерации. Как потом выяснилось - это не узаконенный государством флаг Пензенской области.
В этот же день удалось слазить на полуразрушенную колокольню. Она осталась одна, без церкви в лихие для религий советские времена. Местные жители очень ратовали за восстановление церкви, но увы. Зато они отлили колокола! Которые потом украли. А они ещё раз потом отлили (не сами, конечно), освятили и подняли на несколько десятков метров - и в процессе рвался трос, хорошо был дублирующий. Как замирало у них сердце в это время, боюсь представить. Но они сделали это, и над Вяземкой снова раздаётся колокольный звон.
Я, правда, слабо осветила церковный и административный уровни праздника, но всё же предмет моего личного и научного интереса - народная культура. Троица, а также Семицкая и Троицкая неделя праздновались по всей Руси. И, кстати, на Украине это государственный праздник.
Не могу не вставить пару слов про одежду. Интересно что в крестьянской культуре некоторых областей каждый день русальской недели (праздничные дни Семицко-Троицкого цикла) отмечались определённой одеждой. Например, в селе Чернава Рязанской земли на Духов день - понедельник, следующий за Троицей - надевают белое, во вторник - в галянке или хартуке (переднике) появляются красные элементы, в среду - галянка вся красная, по подолу узоры с белыми « грибаточками», в четверг - тоже самое, только по подолу красная кумачовая ткань, в пятницу - появляются зелёные элементы, в субботу - малиновые. Это не говоря уже о таких уровнях знаков, как узорочье, крой и качество ткани. На фото - галянки на вторник и четверг.
За сим всё!
Если есть выходцы из села, расскажите, как у вас на родине празднуют Троицу, как она называется, есть ли Троицкая неделя (и если да, то когда)?
P.S. Увы, нет фотографий с праздника на погосте. Как-то не хотелось там фотографировать, хотя сейчас жалею об этом.
Записи полевого похода «Родина-2019»
Впереди у нас много интереснейших экспедиционных историй из дорожного чемодана и суровых будней религиоведа - про чернокнижников, священный камни, на которых священники вызывали дождь, про семиотическую систему народной одежды и ее связь с древними языческими представлениями. Так что ставьте 👍 и подписывайтесь на канал ✌ До скорых встреч!