Найти тему

Аниме и атомная бомба: творчество Такаси Мураками

Такаси Мураками – «японский Энди Уорхол», современный художник, чьи работы пользуются успехом у коллекционеров со всего мира, а стилистически родственными ему считают таких деятелей искусства как Дэмьен Хёрст и Джефф Кунс.

Работы Мураками содержат в себе и ответ на так называемое «печальное» искусство послевоенной Японии и на зародившийся в то время в США поп-арт (оммаж Фрэнсису Бэкону). 

Оммаж Фрэнсис Бэкону / Источник

Помимо этого, художник вступает в диалог с произведениями традиционного искусства. Так в работе «Мистер Доб» и мозаика «Осень» не трудно углядеть отсылку к «Сотворению Адама» Микеланджело. С 2017 года художник увлёкся и стрит-артом. Сейчас Мураками ищет уличных художников и курирует выставки их работ.

-2

"Мистер Доб" и мозаика "Осень" / Источник

Особое внимание он придаёт историческому контексту. Отдельный пласт творчества Мураками занимает осмысление таких событий, как Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, цунами в Японии в 2011 и авария на АЭС «Фукусима-1». За яркими, похожими на комиксы изображениями персонажей аниме и манги скрываются размышления художника о событиях-катастрофах, оказавших влияние на мироощущение и культуру жителей Японии. 

-3

"Гифа постепенно покроет мир..." / Источник

Этой теме в творчестве Мураками присущ и автобиографизм. Ведь мать художника родом из Кокуры, города, который должен был быть атакован вслед за Хиросимой. Мураками не раз утверждал, что его жизнь проходила на фоне переживаний, связанных с поражением страны в войне. Мотив воспоминания и осмысления катастроф, обрушившихся на долю японцев, является сквозным в его работах. Эти размышления преобразуются во что-то милое, даже ирреальное. Улыбающиеся облачка, мультяшные грибы и черепа, ушастый и зубастый Мистер Доб, напоминающий русского чебурашку – на первый взгляд всё это вовсе не выглядит зловеще. Однако если приглядеться к работам получше, то можно обнаружить в этих милых героях аниме и манги совсем иной смысл. В их образах угадываются клубы дыма, поднявшиеся над Хиросимой и Нагасаки после взрывов и напоминающие по форме то ли гриб, то ли череп. 

-4

Тайм Бокан (красный) / Источник

По мнению художника, сброшенные на японскую землю в августе 1945-го «Малыш» и «Толстяк» во многом изменили мироощущение жителей страны. Они создали новую визуальную культуру. Появление манги и аниме стало для народа способом убежать от угнетающей действительности в совершенно другой идеальный мир. Этой теме Мураками посветил выставку 2005-го года под названием «Малыш: искусство японской взрывной субкультуры». 

Искусство Такаси Мураками эффектно, неожиданно и нестандартно. Оно одновременно вобрало в себя и приёмы поп-арта, работающего с образами рекламы и комиксов, и тенденции японской живописи. Такаси Мураками по праву можно назвать национальным художником, осмысляющим в своих работах историю своей страны и своего народа.