Знающие люди предупреждали – в Каменной Чаше всякое случиться может. Место такое, что одних там беспричинный ужас охватывает, другие – наоборот, в эйфорию впадают. Мобильники, мол, не работают, аккумуляторы в фотоаппаратах садятся и вообще разные аномальности происходят.
Не каждого Чаша к себе ещё и пустит: дорога из Ширяева в ту сторону – пешком идти замучишься, а машине вообще можешь не проехать, сплошные кочки да выбоины. Случись дождь – увязнешь сразу. А вот это, может, и хорошо – заповедное место в последнее время стало привлекать так много туристов, паломников и просто любопытствующих, что впору говорить о его спасении…
ПО ДОРОГЕ С ОБЛАКАМИ
Дорога из Ширяева в урочище Каменная Чаша проходит по границе двух территорий – Жигулёвского заповедника и национального парка «Самарская Лука». Получается, что, с одной стороны, у туристов меньше проблем – для того, чтобы попасть в Каменную Чашу, не требуется особых разрешений. С другой – именно поэтому туристы и должны понимать всю степень ответственности за своё поведение в этом месте. Перед кем? Да перед собственной совестью! А если хотите – перед самим Николаем Угодником, имя которого носит бьющий из-под скалы Каменной Чаши источник.
Меня и моих спутниц – руководителя Туристского информационного центра Тольятти Елену Рождественскую и научного сотрудника тольяттинского краеведческого музея Лидию Любославову – Каменная Чаша к себе пустила. День был ясный, солнечный, тёплый, но дорога от этого легче не стала, 10 км по выбоинам тряслись минут сорок, умудряясь при этом ещё и как-то разъезжаться со встречными экскурсионными автобусами и машинами. Впрочем, вокруг была такая красота, что настроение совершенно не испортилось.
Северо-западные склоны Ширяевской долины высотой метров двести сплошь покрыты сосновыми лесами, восточные, чуть ниже, – берёзками. На освещённых участках – заросли душицы и иван-чая. А чуть сверни в овражек и окажешься в сумрачной чаще с густыми зарослями высоких трав, где солнце освещает лишь макушки деревьев.
Каменная Чаша – это расширенный участок Ширяевской долины в месте впадения в нее Каменного оврага и других более мелких овражков. В этом месте долина меняет своё направление, расширяется и образует как бы гигантский котёл или чашу с каменными боками. Со всех сторон окружают тебя высокие гребни гор, выше – только небо. Какая уж сотовая связь в эдаком каменном мешке!
На площадке неподалеку от щита с указателем в сторону Николиного источника мы оставляем машину – до родника идти километра полтора в гору. Но уже тут, внизу, настораживает немалое количество автомобилей: похоже, что с сокровенными ощущениями типа невесть откуда взявшегося трепета будут проблемы – при таком-то скоплении народа, деловито выгружающего из багажников вёдра и канистры для святой водицы
ЛЕГЕНДЫ О ЧАШЕ
Пожалуй, пора напустить туману и побаловать дорогих читателей загадочными историями об этом месте.
Версий появления родников в Каменной Чаше существует несколько. Самое древнее народное предание – про атамана Шелудяка и слёзы Хозяйки Жигулей. Был такой реальный исторический персонаж – атаман Фёдор Шелудяк, отряд которого дважды побывал на Самарской Луке. В 1671 году, когда Стенька Разин был уже арестован, Шелудяк возглавил поход на Симбирск. После неудачного штурма был схвачен и казнён в Астрахани 27 июня 1672 года. Эту историю в местных сёлах с тех пор пересказывают по-своему: «Окружили враги атамана. Влез Шелудяк на скалу. Солдаты за ним. Бросился Шелудяк вниз. Камни раздвинулись, попал атаман к Хозяйке гор. Долго жил Шелудяк в подземелье. Не радовала его каменная неволя. Погиб он в тоске. С тех пор Хозяйка гор плачет. Её слёзы текут в Каменную Чашу».
В Ширяеве – своя версия появления источника. Здесь говорят, что «когда ломали в селе церковь, одна из прихожанок взяла из неё золотую чашу и спрятала в лесу. Через некоторое время стала искать её, но не нашла. Долго искала, и было ей явление иконы, а на месте, где была зарыта чаша, стал бежать ручей».
А вот ещё одна история: «В первые века христианства в маленьком поселении на месте Ширяева жили вольнолюбивые хлебопашцы. Была в селе церковь в честь святителя Николая Чудотворца. В храме служил священник и был у него помощник – мальчик пономарь. Служили они исправно. Но налетела орда татарская, смела все с пути, храмы разрушила, людей поубивала. Взял священник самое дорогое из храма, ушёл в горы с послушником и спрятал богослужебные сосуды в пещерке, а когда вернулись они в село, схватили их татары да давай пытать. Умер батюшка, не выдав тайны. Страшно стало мальчику, дрогнуло его сердечко несмышлёное, и повёл он ворогов к месту заветному. Схватил предводитель ханский Чашу руками нечистыми, хотел бросить наземь её. Но не тут-то было. Высвободилась Чаша из рук ворога да поднялась высоко в небо. А на этом месте забил источник чудотворный».
Вот так – от языческих преданий про Хозяйку гор до христианских чудес – изменялась легенда о чудотворном роднике. Я уже как-то упоминала, что почитание Святителя Николая на Самарской Луке – история особая. Впрочем, не только здесь. Николай Угодник, пожалуй, самый почитаемый из всех православных святых, нередко выступает в славянском фольклоре в образе старичка-странника, который неожиданно является заблудшему, запутавшемуся в жизни человеку и своей чудесной помощью выводит его на прямые пути. Вот и в окрестностях Ширяева, по рассказам местных жителей, появляется время от времени невысокий седой старичок в вышитой рубашке и в лаптях, а то и просто в зипуне до пят. Помогает заплутавшим в лесу грибникам, спасает от диких животных и браконьеров. А грибники потом рассказывают истории типа «мол, заблудился как-то в районе Елгушей, а тут старик – в шубе, с палкой и котомкой. Я ему – вы как тут, дедушка, оказались? А он – я-то, мол, знаю, где нахожусь, а вот ты – знаешь ли, где находишься?»…
Район «Ширяево – Каменная Чаша – Елгуши – Торновое», включая Подгоры и Гаврилову Поляну, действительно считается одной из самых «аномальных» зон Самарской Луки. Здесь и светящиеся шары видят, и столбы света, бьющие прямо из-под земли, и миражи… Любославова уверяет, что, заночевав тут однажды в палатке, всю ночь наблюдала НЛО: догнав на следующее утро стоявших неподалеку лагерем туристов, выяснила, что не сошла с ума – они той ночью видели то же самое.
Специалисты не исключают, что «аномальные» особенности этих мест могут быть следствием самой формы и геологического строения Самарской Луки – огромная водяная петля Волги, пустоты внутри Жигулей и подземные реки создают что-то вроде электромагнитного эффекта, который рождает не только подобные явления, но может воздействовать и на мозг человека – отсюда и чувство страха или эйфории, а иногда и галлюцинации. Углубляться далее в эту тему не будем – дело ясное, что дело тёмное…
В КАМЕННОМ МЕШКЕ
Итак, мы оставили машину внизу и начали подъём в гору. Вдоль узкой тропки наверх идет жёлоб, по которому должна стекать вниз вода из родника. Но сейчас её нет – наверху, как мы увидим чуть позже, очередь с ведрами собирает все до капли. Пока поднимаемся гуськом за такими же, как мы, страждущими, Елена Рождественская вспоминает, как привозила сюда в прошлом году группу специалистов по туризму из Германии. Где-то на середине подъёма из-под ног у них вспорхнула целая стая бабочек. Немцы были в шоке – их тут же охватило чувство благоговения перед святым местом. А вот, кстати, и бабочки – похоже, что эта стая живёт тут постоянно: на земле – десятки мотыльков с голубыми крылышками, время от времени вся стая поднимается вверх и снова опускается на землю. Выглядит впечатляюще.
По мере приближения к роднику становится слышно церковное пение – в каменной часовне (прежняя деревянная была сожжена неизвестными вандалами в 2000 году) идёт служба. Богомольцы красиво поют акафист Николаю Угоднику. Как странно распространяется здесь звук – кажется, что нет эха. Каменные стены вокруг нас как будто сужаются, становится очень тихо – только это пение.
Это и есть сердце Каменной Чаши. Сумрачный колодец с поросшими тёмным лесом крутыми склонами гор. Возле часовни – купальня, в неё – мужская очередь. Дородные молодцы с полотенцами на шеях деловито таскают ведрами воду от родника, который расположен чуть выше. В узеньком окошке часовни видно, как горят внутри свечи – их можно купить здесь же в импровизированной церковной лавке.
Мы занимаем очередь к источнику, впереди нас – человек десять. Вода из-под каменной скалы, поросшей зеленым мхом, течет в жёлоб довольно резво (подсчитано – 4,5 литров воды в минуту). Чуть слева от нас гранитное, похожее на надгробие, напоминание о Николае Угоднике. На дереве рядом – предупреждение: «Добрые люди! У святого родника нельзя громко говорить, курить, мусорить, распивать спиртные напитки. Если вы хотите здоровья себе и своим близким, соблюдайте эти правила». Справа – непонятно для чего поставленная, похожая на капитель, каменная чаша. Над самим жёлобом – замшелый камень, надпись на котором сообщает, что это и есть чудотворный источник Святителя Николая.
Конечно, учёные здесь тоже бывали. И конечно, они проводили химический анализ родниковой воды. Во-первых, надо сказать, что вода очень холодная – градусов пять. Чистая, «кристальная», приятная на вкус и цвет, но с небольшим содержанием аммиака, что объясняется близким расположением нефтеносных районов. Согласно исследованиям, спустя шесть, девять и даже двадцать месяцев после забора из источника, вода остается чистой и не теряет своих вкусовых свойств. Хлора в ней на треть меньше, чем в городской водопроводной, что, несомненно, полезно для здоровья.
По благословению в то время архиепископа Самарского и Сызранского Сергия источник Николая Чудотворца входит в маршрут паломничества по святым местам Самарской области. Говорят, что за год здесь проходят и набирают воду более двух тысяч человек. На фотографиях некоторых паломников иногда бывает видно свечение над часовней во время церковного песнопения. Может, и правда, только у меня, хотите верьте, хотите нет, в Каменной Чаше неожиданно сел аккумулятор. Пару снимков всё-таки удалось сделать. А вот не зря, получается, предупреждали…
СПАСТИ И СОХРАНИТЬ
Популяризация источника уникальному природному уголку пошла не на пользу. Дорога в урочище не самая хорошая, и, тем не менее, сюда часто приезжают на машинах праздные туристы. При хорошей погоде здесь всегда шумно и многолюдно, а звяканье вёдер придает «намоленному» месту атмосферу базара. Ещё большее недоумение вызывают автобусы, набитые веселыми школьниками – на фоне молчаливых богомольцев они выглядят сущими чертенятами. Нужны ли такие школьные экскурсии именно в это место – вопрос спорный.
Экологи периодически пытаются ограничить посещение Каменной Чаши или хотя бы ввести за это плату. Но двойное гражданство урочища только добавило ему проблем. Сотрудники Жигулёвского заповедника уверяют, что от них ничего не зависит: «Охрану Каменной Чаши осложняет крайне низкая экологическая культура населения. Урочище находится у границы заповедника, регулировать и контролировать потоки туристов очень сложно. После возведения часовни здесь стали проводиться службы, что резко увеличило поток посетителей. Своими силами заповедник мало что может сделать для спасения этого места. Этим должны заниматься мэрия Жигулёвска и дирекция национального парка «Самарская Лука»…
Бьют тревогу биологи и ботаники: «Некогда бывшая глухомань захламлена, природный комплекс катастрофически изменяется. Желание «облагородить» уникальный уголок привело к его обезображиванию. Вместо когда-то зелёного заросшего мхом таинственного лесного уголка с журчащей родниковой водой и тропинкой, теряющейся среди зелени трав, мы видим утрамбованную тысячами ног дорогу, свалки мусора и рукотворные сооружения. Некогда бодрый поток не добегает до дна долины. Если такое «облагораживание» будет продолжаться и усиливаться, от святого источника и легендарного урочища останутся только воспоминания»…
Представители церкви тем временем настаивают, что в отсутствии единого хозяина Каменную Чашу следует взять на баланс епархии, которая и будет впредь следить за порядком в урочище…
В общем, возвращаться из Каменной Чаши нам пришлось с довольно грустными мыслями, вспоминая еще одну из легенд о роднике: «Говорят, потерял Каменную Чашу Небесный Всадник, и многие её ищут, да мало кто находит…»
© 2008-2020, фото автора