Найти тему

Дистанционная торговля в условиях пандемии COVID-19

Как режим социальной изоляции и другие меры в ответ на пандемию COVID-19 изменили структуру дистанционного потребления и спрос на онлайн-покупки, изучили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Инна Лола и Мурат Бакеев.

Дистанционная торговля — продажа товаров и услуг с использованием сетей почтовой связи, электросвязи, в том числе интернета, или иными способами, исключающими возможность непосредственного контакта покупателя с товаром.

Принятые меры социального дистанцирования стали причиной беспрецедентного спада экономической активности в большинстве отраслей экономики, среди них наиболее пострадали сектор розничной торговли и сфера услуг. Но эти же меры усилили наметившуюся ранее тенденцию к повышению удельного веса дистанционных каналов в совокупных продажах торговых организаций.

Кластерный анализ субъектов РФ по среднему удельному весу товаров, проданных в формате дистанционной торговли, отражает в целом позитивные, но неоднородные по характеру изменения, произошедшие в первом полугодии 2020 г. по сравнению с тем же периодом 2019-го.

Очень высокую активность дистанционных продаж показали пять регионов: Москва, Брянская, Владимирская, Кировская и Сахалинская области. Вдвое (с 10 до 21) выросло число регионов с высокой активностью. В 14 регионах уровень активности дистанционных продаж средний, в 15-ти — низкий.

Несмотря на существенное сокращение (с 37 до 25 регионов) самым многочисленным остается кластер «Очень низкий уровень активности», что говорит о сохраняющемся цифровом разрыве и барьерах для развития дистанционной торговли в значительном числе регионов.

-2

Российская ИТ-отрасль, выступая в качестве универсального цифрового интегратора, была готова поддержать на инфраструктурном и технологическом уровне заявленный темп перехода к электронным каналам продаж в сегменте розничной торговли. На это указывают все Индексы цифрового климата, достигшие к началу 2020 г. лучших значений за последние пять лет.

Наиболее востребованы в российской рознице технологии для автоматизации бизнес-процессов (59% ИТ-компаний отметили высокий спрос на эти услуги), решения на основе анализа больших данных (51%), разработки мобильных приложений (47%), обеспечения информационной безопасности (47%), развития облачных сервисов (46%), программы для внедрения технологий искусственного интеллекта и чат-ботов (45%) и создания веб-сайтов (45%).

К областям нишевых трендов или низкого спроса в ритейле относятся разработки платформ для беспилотных автомобилей и дронов (21%), блокчейн-решения (19%), а также технологии виртуальной и дополненной реальности (16%).