Но ещё более фирменным инструментом знаменитого музыканта – его революционным для своего времени изобретением – является электро-баглама (почти что пахлава).
Речь идёт о традиционном для ряда стран Востока, и не только, музыкальном инструменте – точнее, семействе щипковых музыкальных инструментов, под условным общим названием "саз".
В Турции чаще используется термин "баглама" (тур. bağlama – и, согласно правилам турецкого языка, буква "ğ" произносится, скорее, как протяжное "ааа". Хотя, при транслитерации мы имеем право оставить соответствующий письменный знак нетронутым).
Также, не менее распространены в Турции и разновидности этого грушевидного инструмента, которые, как правило, отличаются друг от друга размером деревянного резонатора, количеством струн и их строем, а также регионом, в котором данный вид саза наиболее популярен. И у каждого из них есть своё уникальное название.
Да, именно Эркин Корай вдохнул новую жизнь в самый популярный в стране народный музыкальный инструмент... поставив на него гитарные звукосниматели.
Корай заставил багламу звучать не только громче, но и мощнее: и теперь препятствий для музыкальных импровизаций и экспериментов практически не осталось – в его распоряжении был весь технический арсенал своего времени.
"Горы, покрытые снегом", с альбома Elektronik Türküler 1974-го года.
Начав свою музыкальную карьеру ещё в конце 50-х годов, Эркин Корай стал одной из ключевых фигур зарождающегося в то время турецкого рок-н-ролла – одним из первых музыкантов в стране, кто взял в руки электрогитару и подключил её к усилителю.
Самый продуктивный и успешный этап в карьере Корая пришёлся на конец 60-х – первую половину 1970-х годов. Он не принадлежал какому-то одному коллективу или музыкальному направлению. Смело экспериментируя в творчестве, объединяя элементы народной турецкой музыки с прогрессивными идеями Запада, Корай невольно стал первопроходцем турецкой психоделической и фолк-рок музыки на рубеже десятилетий.
Erkin Baba ("Эркин-Отец") – именно так, уважительно, называют Эркина Корая в Турции за его вклад в развитие национальной музыкальной культуры. Хит 1967-го года Anma Arkadaş – это настоящая классика, которую знает практически каждый музыкант и меломан в стране. Очень часто её можно услышать на улицах городов, в барах, ресторанах, клубах и караоке.
Но вернёмся к нашему плову...
С 1974-го года и до середины 80-х большую часть времени Корай проводил за границей – жил в Канаде, странах Европы, и продолжал выпускать новый материал. Последний студийный альбом Эркин Корай выпустил в 1999 году.
Интерес к восточному психоделическому року в начале 2000-х познакомил западного слушателя с творчеством Корая, что сделало музыканта фигурой по-настоящему мирового масштаба.
В Турции Корай до сих пор радует аудиторию концертами – и, кажется, время не имеет власти над его голосом, творческой энергией и вдохновением.
Безусловно, Эркин Корай – крупнейшая фигура в истории современной турецкой популярной музыки, но, тем не менее, это лишь один из столпов, на которых уверенно стоит современная турецкая рок-сцена.
P.S. и на закуску в качестве десерта – полный альбом Эркина Корая Elektronik Türküler, выпущенный в 1974 году.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы оставаться в курсе самых свежих публикаций. И, конечно же, делитесь в комментариях своими впечатлениями!