Богимово — это село в Ферзиковском районе, в пятидесяти километрах от Калуги. Раньше это было довольно большое село, а сейчас в нём осталось около двадцати жилых домов. Изначально село называлось Торбеево, но в какой-то момент его переименовали в Богимово. В этом то селе и находится усадьба Прончищевых, также известная как «усадьба в Богимово» - архитектурный памятник второй четверти XIX века. Рядышком стоит Успенская церковь. Она разрушена, но местные жители своими силами пытаются её восстановить.
Усадьба на берегу реки Мышеги, стала родовым имением Прончищевых. Известно, что в конце XVIII века селом Богимово владел Алексей Ионович Прончищев — отставной секунд-майор и предводитель Тарусского дворянства. При нём на левом берегу возвели большой двухэтажный дом на 25 комнат, два флигеля, конный и скотный дворы. В 1830-е года его внук Алексей Владимирович разбил регулярный парк и построил Успенскую церковь.
Здесь в 1702 году родился и провёл своё детство Василий Васильевич Прончищев, исследователь Арктики, участник Великой Северной экспедиции, первооткрыватель полуострова Таймыр, где он и скончался 29 августа 1736 года.
Летом 1891 года в усадьбе жили семья А. А. Киселёва и А. П. Чехов; тогда усадьба уже принадлежала новому владельцу, помещику Былим-Колосовскому. Семья Чеховых занимала второй этаж усадебного дома. Здесь Антон Павлович работал над «Островом Сахалин», и написал повесть «Дуэль», а также рассказ «Бабы».
Немного о Прончищеве. Василий был пятым ребенком в семье и всё своё детство провёл в имении. В апреле 1716 года поступил учеником в Навигацкую школу в Москве, которая располагалась в Сухаревской башне. В 1718 году был переведен в Санкт-Петербург в Морскую академию, где учился вместе с Челюскиным, Харитоном и Дмитрием Лаптевыми и стал гардемарином. С 1718 по 1724 год ходил штурманским учеником на Балтийском флоте, а в 1722 году участвовал в Персидском походе Петра. В 1732 году Прончищев подал прошение о зачислении в состав Великой Северной экспедиции. На следующий год он был произведен в лейтенанты и зачислен в состав Великой Северной экспедиции.
В мае 1735 года вместе с молодой женой он прибывает в Якутск. Став начальником отряда, он должен был найти морской путь из Лены в Енисей, для чего нужно было обогнуть совершенно неизвестный тогда полуостров Таймыр. 30 июня 1735 года Прончищев отправился из Якутска вниз по Лене на дубель-шлюпке «Якутск», которая могла ходить под парусами и на веслах. Экипаж «Якутска» составлял 57 человек, а штурманом был Семен Челюскин и геодезист Никифор Чекин.
Прончищев был первым, кто нанес на карту дельту Лены. Перезимовав в Усть-Оленёке он продолжил путь вдоль берега на запад и 17 августа 1736 года у восточного берега Таймыра экспедиция обнаружила острова, названные ими в честь святого Петра. Также был открыт остров Преображения. Достигнув 77° 29' с. ш. он вынужден был повернуть обратно. Это самая северная точка, достигнутая кораблями Великой Северной экспедиции. Только спустя 143 года барон Адольф Норденшельд на судне «Вега» смог продвинутся в этих местах всего на несколько минут севернее.
29 августа Прончищев отправился на разведку на шлюпке. Вернувшись на судно, он потерял сознание и 30 августа умер. Истинную причину смерти установили не так давно, в 1999 году, после того как исследовательская экспедиция Института археологии РАН и Клуба «Приключение» Дмитрия Шпаро произвела эксгумацию и перезахоронение останков супругов Прончищевых — это оказался синдром жировой эмболии, вследствие открытого перелома большой берцовой кости левой ноги. До этого времени считалось, что Прончищев умер от цинги. Его жена пережила мужа всего на 14 дней и предположительно умерла от пневмонии. Татьяна Фёдоровна Прончищева (в девичестве — Кондырева) путешествовала вместе с мужем и стала первой женщиной — участником арктической экспедиции, но её участие было неофициальным. Документально факт участия и смерти жены Прончищева в экспедиции зафиксирован лишь в вахтенном журнале дубель-шлюпки «Якутск», без указания её имени. После смерти Прончищева и его жены оставшиеся в живых участники экспедиции отвезли тела супругов на мыс Тумуль в устье реки Оленёк и там похоронили.
В 1999 году при эксгумации была выполнена реконструкция лиц супругов, были написаны их портреты, а также установлены причины смерти Прончищева. Могила Прончищевых находится в центре поселка Усть-Оленёк (координаты: 72°59’7.55"С, 119°49’12.62"В). Рядом находится полярная станция, работники которой с местными жителями бережно охраняют захоронение как исторический памятник.
Ну и немного о Чехове.
Антон Павлович Чехов появился здесь случайно, летом 1891 года, когда он попросил своего младшего брата, Михаила, подыскать ему и его многочисленному семейству дачу на лето. После окончания Московского университета в 1890 году Михаил Павлович был назначен на работу в Алексин податным инспектором. Младший брат, не найдя ничего лучшего, снял дачный домик у Ковригина. Сюда в мае к Антону Павловичу ехали гости - учительница частной женской гимназии Лидия Стахиевна Мизинова и художник-пейзажист Исаак Ильич Левитан. На пароходе они познакомились с местным помещиком, который отрекомендовался как Былим-Колосовский, Евгений Дмитриевич. Узнав, что его попутчики едут на ковригинские дачи к Чехову, возмутился: «Да разве у Ковригина дачи? Сарайчики какие-то. Вы у меня посмотрите. Позвольте, да я за вами лошадей вышлю. Приезжайте вместе с Чеховым ко мне в гости»!
А через день после приезда, на дачу к Чехову подкатили две тройки, и кучер передал приглашение Былим-Колосовского посетить Богимово. Собрались мигом. Богимово понравилось всем и Чехов решает снять на лето весь второй этаж. Помимо огромных комнат тут было и фортепьяно, и биллиард. Хозяин усадьбы радушно показывал свою усадьбу – огромный дом, сад и парк, церковь и пруд, пчельню и мельницу. Но вот с мебелью, как писал Чехов Суворину, была напряжёнка.
Антон Павлович Чехов покинул Богимово — 4 сентября. Здесь он не только работал над своими произведениями, пытался отдохнуть, но и помогал как врач.
Во времена Великой Отечественной войны в парке был госпиталь для лошадей, а в двухэтажном корпусе лечили офицеров. И поляков, рассказывают, было существенно больше чем немцев. С 1936 года по 2008 использовалась как психиатрическая больница. После её закрытия и началось медленное угасание села, так как местные жители, работавшие в основном врачами, медсёстрами и другим обслуживающим персоналом больницы, остались без работы.
В настоящее время усадьба закрыта, а для её посещения необходимо согласование с администрацией.