На днях звонит мне наш коллега с одной из южных провинций: «Слушай, а помнишь, мы ездили с поиском на место, где было множество находок позднеримского периода? Там еще попадались симпатичные вещицы первых вестготов на испанской территории».
Я, конечно же, удивилась. К чему сейчас этот вопрос, ведь прошло уже почти четыре года. Тогда этот товарищ впервые приехал в Испанию после моих многочисленных видео и рассказов. Связался со мной, и через две недели уже копал с нами, причем не один, а с женой. Именно тогда мы и набрели на то самое место, хотя совсем не верилось в успех. Никаких исторических документов по тому району мне в руки не попадалось, но логика назойливо шептала, что надо бы проверить ту плоскую вершину.
Почему?
Да все очень просто: снова согласно привычкам и понятиям коренного населения северной Наварры в старые времена. Дело в том, что ниже, на одном из склонов той горы, есть небольшое заброшенное поместье — всего-то руины трех домов и видны. А может, больше и не было там ничего, только господский дом, небольшая часовня и хозяйское помещение непонятного назначения. Когда-то мы всей нашей дружной компанией выбили это место или почти выбили.
Ведь, как известно, выбитых мест не бывает. И, судя по находкам, осталось бесхозным то поместье в годы страшной эпидемии черной чумы в XIV веке. А согласно многим историческим справкам, в то время люди в страхе покидали деревни, хутора, усадьбы с уже заболевшими и уходили в горы, где устраивали временное жилье в надежде переждать ужасный период и вернуться в свои дома, когда все снова придет в норму.
Судя по всему, в поместье, о котором идет речь, никто и никогда уже не вернулся. А может, и уходить в горы или выше, на вершину, было уже некому, все заболели и умерли. Как бы там ни было, а тогда, в первый приезд нашего теперешнего коллеги, мы все-таки решили проверить плоские заросшие кустарником поляны выше старых руин.
Машину оставили далеко внизу и по тропе потопали вверх. Чуть с пути не сбились, когда через небольшой густой лесок пробирались. Может, кому-то и покажется это смешным: «В трех соснах заблудились!» Но, друзья, сосенок молодых, густых и довольно высоконьких, было больше трех, конечно. Но если бы только они! Еще и между ними непролазная паутина колючих вьющихся кустов. Пока пробирались, сбивали кое-как лопатой колючие лианы — в меру, разрешенную законом — с пути и сбились. Но не об этом сейчас речь.
Когда добрались до нужных полян на самом верху, ахнули. Тут явно что-то было! Но предположить по этим кучам камней, что именно, уже невозможно.
Взялись за детекторы. Думали, вот оно, место нового поместья взамен зараженного чумой старого, и посыплются из-под катушки любимые нами тоненькие dinero и obolo.
Но увы! Ни одной средневековой монеты мы там не нашли, причем ни в тот раз, ни в последующие выезды. Да и вообще, поначалу под катушками была полная тишина. Даже паршивого ржавого гвоздя не было. Мы уж было приуныли, но когда дошла очередь до небольшого пространства, находящегося как раз внутри периметра, образованного каменными кучами разной высоты, то сигналы посыпались один за другим. Шли римские мелкие монеты, большинство IV века, и малюсенькие подражайки, как тут говорят, monedas de pueblos barbaros, то есть монеты варварских племен, те же вестготы к этим племенам и относятся.
Проверили несколько чисто железных сигналов — это оказались гвоздики характерной формы от тогдашней обуви. И, судя по количеству этих железных сигналов (ходим обычно в режиме «Всех металлы»), потопталось там когда-то немало ног. А может, просто относительно долгий период там тусовались. И что это за площадка такая была?
Почему гвоздики есть, монеты есть, а прочей привычной сопутки нет совсем?
Когда в наших хабарницах уже набралось довольно много древних кругляшей с портретами разных императоров, решили пока бросить «площадь» и разведать, что имеется в другую сторону от каменных куч, противоположную той, откуда мы пришли.
Сигналов под катушками резко поубавилось. Да и шли эти сигналы странной широкой полосой, за которой вообще ничего не было. Конечно же, мы потопали по этой полосе, равномерно и тщательно прощупывая ее детекторами. Вскоре римские монеты пропали вовсе.
Зато появились тяжелые бронзовые пряжки и обломки оных. Ясно, тут ходили вестготы. Интересненько.
Но небольшое свободное пространство быстро закончилось, и перед нами встала высокая плотная стена густого вечнозеленого кустарника. Ни тропы, ни звериного лаза. Что дальше?
Да все как обычно. По-пластунски между кустами — там, где совсем близко к земле нет жестких листьев и такого большого количества твердых ветвей. За кустами — снова немного чистого от зарослей места и великолепные виды на соседние горы. И снова разные разности вестготской культуры. Увесистые симпатичные вещицы. Многие коллекционируют их с таким же рвением, как нумизматы коллекционируют монеты. Именно по этой причине на фотографиях представлены только несколько находок и только некоторые монеты с того места.
Извините, это все, что осталось. Так к чему я все это рассказываю? И почему мне позвонил наш коллега? Он ведь после двух приездов к нам постарался изо всех сил и купил небольшой домик на побережье в маленьком городке одной из южных испанских провинций. Переехал с семьей жить туда.
Это оказалось намного дешевле, чем квартира в каком-нибудь большом городе России. Так что мы теперь общаемся чаще, делимся новым опытом после интересных выездов на поиск. А в этот раз он гордо сообщил, что у него появился знакомый, который круто разбирается в спутниковых картах.
И решили эти два товарища вдвоем попытаться найти новые места для поиска с помощью этих самых спутниковых карт.
Просил сбросить координаты нескольких мест, где мы вместе копали, чтоб сравнивать и искать что-то подобное. Особенно хотел координаты того самого удачного места на вершине. А мне что? Мне не жалко.
Но почему-то в успех такой затеи верится с трудом. У нашего южного коллеги горного поискового опыта намного меньше, поэтому он все еще верит в легкость такого метода поиска хабарных мест. А мы с ребятами уже попробовали и знаем, что зачастую даже целые заброшенные деревни уже так заросли кустами, колючими лианами или даже деревьями, что со спутника эти руины и не видны почти.
Самый верный способ — это сверка названий населенных пунктов на современных картах и названий на старых, если повезет добыть хотя бы одну такую старинную. Хоть и похожи средневековые карты местности на рисунки, но наличие городов, деревень и поместий там указано скрупулезно. Да и наличие рек и дорог тоже прорисовано. Другой вопрос, что эти старинные карты-рисунки невозможно полноценно привязать к современным, расположение всех объектов довольно приблизительное. Вот и приходится вычислять нужные места методом банальной сверки названий, если уж нет возможности в архивах почитать документы. А уж потом на спутниковой карте, зная некоторые особенности и привычки людей далеких столетий, вычислять возможное местоположение того, чего на современных картах уже нет.
Присматриваться к любому пятнышку, изменению цвета растительности и так далее. Но местность-то тут горная! А это значит, что будут дополнительные трудности. Слишком много этих самых пятнышек и непонятных обособленных групп растений в силу горного рельефа, разрушения горных склонов и постоянных оползней. А ведь у звонившего мне коллеги точно такие же горы кругом, как и у нас, тут, на севере Наварры, значит, и трудности будут те же. Так что в затею с вычислением хабарных мест для поиска только с помощью спутниковых карт верится с трудом.
Но вдруг его новый друг такой великий спец, что у него все получится? Я буду только рада.
Ну а для примера посмотрите сами на несколько фотографий. Те же кучи камней. В одних случаях — это признаки разрушившегося древнего жилья, поселения или оборонительных сооружений, в других — всего лишь заброшенное место добычи камня для постройки домов в соседних деревнях. Тут же кругом скальные породы, так что в древности любой желающий построить что-то шел на ближайший склон с удобным углом подъема и долбил камень, складывал большие кучи, потом спокойно перевозил добытый материал на место строительства.
А если работали всей будущей деревней, то частенько оставались после завершения построек кучи лишних камней, которые сейчас точно так же заросли, как и руины. Тут и по внешнему виду разницу не определить, а тем более со спутника. Но мне будет очень интересно узнать, чем закончится вся эта эпопея нашего южного друга. И если результат окажется стоящим, то я обязательно расскажу об этом вам, дорогие коллеги по увлечению.