В прошлых статьях мы разбирали особенности дистанционного обучения, а теперь я хочу поговорить о классической школе, в которую все мы привыкли ходить. Я взяла интервью у более чем десяти школьников, начиная с пятого и заканчивая одиннадцатым классом, чтобы узнать обо всех плюсах и минусах школы. И порассуждать, как можно прийти к их оптимальному устройству.
Каждого школьника я попросила назвать мне три аспекта: плюсы, минусы школы, а также моменты, которые они хотели бы поменять в устройстве. Проанализировав ответы, которые, кстати, не сильно различались между собой, я могу объективно назвать основные существующие недостатки и преимущества.
Начнем с положительного:
- Новые знакомства (этот пункт фигурировал у каждого школьника, многие рассказали, что именно в школе они встретили большинство своих друзей и знакомых, и с этим я не могу поспорить).
- Занятость: 4 из 10 опрошенных отметили, что без школы и учебы им скучно (стоит уточнить, что это отметили ученики 5-7 классов, следовательно, те, у кого нет экзаменов).
- Интересные события, концерты, дискотеки.
Из минусов можно выделить:
- Ранние подъемы (каждый из опрошенных отметил, что вставать рано сложно). От себя хочу добавить, что ранние подъемы действительно трудно даются большинству школьников. Я — не исключение. Также они негативно сказываются на продуктивности, настроении и отношении к школе в целом. Идеально, чтобы уроки начинались хотя бы на час позже (в 9-10 утра).
- Скучные уроки. Не могу не прокомментировать этот пункт, так как сама за 11 лет сталкивалась с огромным количеством не только неинтересных, но и бесполезных уроков, которые можно лишь «отсиживать». Подобные уроки не только портят настроение и забирают много сил, но и вызывают неприязнь к учебе. Эту неприязнь не так легко побороть и лишь спустя много времени, пройдя различные онлайн-курсы/репетиторов, я поняла, что учеба — это увлекательно. Я считаю, что эту проблему можно решить лишь поменяв систему образования в целом. В частности, систему высшего образования: будущих учителей необходимо учить не только знаниям по их предмету, но и методикам нескучного преподавания.
- Нелюбимые предметы. Судя по опросу, многие школьники, особенно старшеклассники, не раз задавались вопросом: «Почему я должен учить физику (условно), которая мне не понятна и не нравится, если я люблю английский и историю?». С этим трудно поспорить. Казалось бы, для общего развития нужно изучать множество наук. Я отчасти с этим согласна, но это работает только в том случае, если ребенок еще не знает, что ему нравится. А как можно узнать, что нравится? Попробовать. Следовательно, ученику нужно какое-то время, чтобы попробовать все науки и понять, что ему ближе. Но разве ученики 9-11 классов не знают, что им нравится? Я думаю, что знают. Лично я поняла, что мне интересны гуманитарные науки классе в 8 и до сих пор это оправдывает себя. Но при этом все 11 лет мне приходилось учить непонятные мне предметы лишь для того, чтобы заработать положительную оценку и получить аттестат.
В этом плане мне близка американская система образования, которая состоит из трех ступеней:
- Начальное образование (1-5 классы), когда дети изучают основные обязательные предметы (математика, чтение, письмо), занимаются спортом и творчеством.
- Среднее образование (6-8 или 7-9 классы): помимо обязательных предметов, список которых расширяется (математика, английский, естествознание науки, история, искусство, физкультура), появляются дисциплины по выбору (иностранный язык, искусство, технологии, журналистика, риторика, театральное искусство).
- Старшие классы (9-12 или 11-12 классы): обязательные предметы сокращаются до минимума (обычно сюда входят математика, литература, история, физкультура). Появляется максимальная свобода в выборе изучаемых дисциплин. Таким образом, ученики углубляются в интересные им сферы и ориентируются уже на свои цели касательно поступления в вуз.
Аспекты, которые ученики изменили бы в системе школ в первую очередь:
- Отмена школьной формы. Полностью согласна с этим пунктом. Во-первых, это скучно и не дает возможности выбора. Во-вторых, это зачастую неудобно. Впитывать знания, когда некомфортно — не самое лучшее решение. В конце концов, это ограничивает возможность самовыражения.
- Начало школы позже и свободный выбор учебных предметов (об этом мы говорили выше).
Что бы я в первую очередь изменила: дала бы возможность выбора формата обучения каждому. Классическое (очное), домашнее, дистанционное, а быть может и вовсе вечернее образование? Каждый сможет учиться в комфортном для себя режиме, что положительным образом скажется на психологическом состоянии ученика и, соответственно, на качестве его образования. Лично мне было бы удобно учиться вечером, так как в это время я максимально продуктивна. Мой мозг воспринимает и обрабатывает информацию лучше, чем в любое другое время дня. Домашнее обучение тоже бы подошло. Так я смогла бы заниматься учебой в удобное для себя время дня, а остальное время тратить на написание статей и личные дела.
Подводя итог всему вышенаписанному, от себя хочу добавить, что классическое устройство российских школ стоит сделать более свободным и ориентировать на ее потребителей (учеников), давая им возможность выбора: в чем, в каком формате и чему учиться. Учитывая, что в данный момент России удалось в короткий срок перейти на дистанционное обучение — это вполне реализуемо. После ситуации, которая сейчас происходит в мире, система образования, скорее всего, претерпит колоссальные изменения. Есть вероятность, что в ближайшие учебные годы каждый ученик сможет выбирать формат обучения, удобный и комфортный именно для него, что решит большинство насущных для ребят проблем.
Автор — Светлана Барбикова, ученица 11 класса, увлекается экологией, литературой, психологией и изучением языков.
Хочешь стать экспертом REALITY и автором нашего блога? Присоединяйся.