Дом-корабль, Дом-яйцо и Дом Моссельпрома у всех на виду. А вот неофициальные архитектурные визитные карточки столицы прячутся даже на окраинах и промзонах. Там можно увидеть авангардный гараж, готический замок и старейший монастырский склад.
Дом трех эпох
Дом по адресу Вишняковский переулок, 23, похож на типичную сталинку. Но здание значительно старше. Дом построили в XVIII веке, изначально в нем было три этажа. Здание, возведенное в стиле классицизма, было главным домом московской усадьбы купца Лукутина. Купец этот известен тем, что с его подачи в селе Федоскино началось производство лаковой миниатюры (знаменитые шкатулки там расписывают до сих пор).
В 1910 году архитектор Петр Ушаков надстроил над усадьбой еще один этаж в стиле неоклассицизма. Дом стал доходным. В 30-е появилось еще два этажа.
Верхние три этажа самые младшие, они появились в 80-х годах. Если присмотреться, все этапы жизни дома видны на фасаде: наличники окон четвертого этажа отличаются от всех остальных, между пятым и шестым этажами видна линия надстройки, а угловые балконы начинаются только с седьмого.
Продовольственный склад монахов
Дом XVI века на территории Симонова монастыря служил для хранения провизии у монахов. Это старейшее из высоких зданий столицы.
Конюшни нефтяника Манташева
В районе пересечения Ленинградского проспекта и Третьего транспортного кольца среди жилых домов можно встретить вот такой дом в стиле барокко. Дом 1912 года постройки похож на усадьбу, однако это всего лишь ансамбль конюшен, построенный для нефтяника Левона Манташева. Наверху здания видны инициалы хозяина. ото:Соцсети
Нефтяник очень любил лошадей, его скакуны участвовали в престижных соревнованиях. Неудивительно, что дом стоит на улице Скаковой, а совсем недалеко находится Московский ипподром.
Доходный Дом Перцовой
Дом, известный также как "Дом-сказка", построен в 1905 году по эскизам художника Сергея Малютина – автора русской матрешки. В мансардах дома раньше располагались мастерские художников, под ними – квартиры, а в подвале – известное артистическое кабаре "Летучая мышь".
Дом в стиле модерн был построен всего за 11 месяцев: а там и резные лестницы, и изразцовые майоликовые печи, и витражи, спальни с нишами, и курительные комнаты в восточном стиле, для отделки которых выписывались кустари из Нижегородской губернии.
Дом родственников Джека Лондона
Деревянный дом на улице Тимирязевской построен в 1874 году. Просторный дом рассчитан на две квартиры. Первую занимал придворный садовник Александра II, устроитель садов в Петровской академии датчанин Рихард Иванович Шредер.
Вторую – профессор Василий Робертович Вильямс, племянник писателя Джека Лондона (его отец – брат писателя). Племянник автора "Белого клыка" здесь и похоронен.
"Дом нового быта"
Знаковое здание 60-х – Дом аспиранта и стажера МГУ. Общежитие находится в Академическом районе. Строился комплекс зданий как "Дом нового быта" и часть социального эксперимента по созданию человека коммунистического будущего.
Плоский дом на Пресне
Жилой дом на два подъезда, построенный в 1910 году. Земельный участок, который был отведен под его строительство, был такой формы, что архитектору пришлось одну из сторон дома сделать в виде скошенного угла. С некоторых ракурсов кажется, что дом плоский.
Соседний дом тоже выглядит слишком узким для того, чтобы стоять на земле без подпорок. Эффект плоскости здесь возникает за счет прямоугольного выступа, который скрывает глубину здания. Внутренняя планировка обоих домов при этом совершенно обыкновенная.
Гараж Мельникова
В промзоне на Авиамоторной улице спрятался авангардный гараж. Гараж Госплана, построенный архитектором Константином Мельниковым в 1936 году. Памятник архитектуры советского авангарда очень напоминает фару (по замыслу архитектора, так оно и есть). В январе 2014 года в здании был пожар, однако фасад чудом уцелел.
Это был последний реализованный проект архитектора, который создал много знаковых объектов столицы. В частности, первый саркофаг Ленина (где тот пролежал до самой Великой Отечественной войны), знаменитый дом-мастерскую в Кривоарбатском переулке, клуб "Буревестник" в Сокольниках.
Круглые дома
Архитектор Евгений Стамо и инженер Александр Маркелов бросили вызов типовым советским панелькам.
Соединив панели под углом около шести градусов, они спроектировали кольцевые дома диаметром 155 метров. В столице построили два таких дома – на улицах Довженко (дом 6) и Нежинской (дом 13). В каждом из них 26 подъездов и более 900 квартир. Внутренние дворы напоминают городские парки, спрятанные за девятиэтажными стенами, и сравнимы по площади с футбольными полями. Круглые дома должны были обеспечить жителей необходимой инфраструктурой: для этого на первых этажах открыли магазины, аптеки, библиотеки.
Ажурный дом
Ажурный дом на Ленинградском проспекте, 27, построили в 1940 году. Архитекторы – Андрей Буров и Борис Блохин. Это один из первых московских домов, возведенных методом крупноблочного строительства (в дальнейшем подобным методом возводились хрущевки). Несмотря на богатое внешнее оформление в стиле ар-деко, дом задумывался как сугубо функциональный и предназначался для простых горожан. Ажурным его назвали из-за витиеватых бетонных решеток, выполненных по эскизам художника Владимира Фаворского, и пилястр с растительным орнаментом. Но и этот декор играет практическую роль – решетки скрывают содержимое кухонных лоджий.
Дома должны были стать типовыми, однако позднее предпочтение отдали более дешевым и легким панелям, а ажурный дом остался единственным в своем роде. Ажурный дом по своей сути задумывался как дом-коммуна. На первом этаже должны были располагаться общественные помещения – столовая, магазин, детский сад и бюро обслуживания, принимающее заказы на уборку, стирку. Квартиры в домах небольшие – большая часть площади занята широкими коридорами, которые должны были стать местом общения жильцов.
Готический замок на Бауманской
Среди непримечательных построек спрятался архитектурный шедевр неоготики с цветными витражами – доходный дом Антона Фролова. Здание проектировал архитектор Мазырин, построили "замок" в 1915 году. Архитектор был одним из самых востребованных среди коллег-модернистов и точно самым необычным из всех. Мазырин считал себя реинкарнацией одного из строителей египетских пирамид, был склонен к мистике и много путешествовал. Особняк Морозова на Воздвиженке — его самый известный проект.
В готическом доме всего три квартиры — по одной на каждом этаже. Но интересная постройка привлекает гостей, в частности, студентов-архитекторов, которые приходят изучать здание и красивые витражи, сохранившиеся с начала XX века.