В больших компаниях или в фирмах с большим стажем, как правило, процессы взаимодействия поставлены "на конвейер": четко прописаны инструкции для каждого сотрудника, существует внутренняя корпоративная этика, понятная структура подчинения и отдела кадров, который за всем (и всеми) следит. Таким компаниях довольно легко найти нужного сотрудника.
Совершенно обратной ситуация может быть, если частный предприниматель решает нанять сотрудников впервые.
В обоих случаях самая большая часть ответственности в вопросе найма лежит на стороне работодателя.
И если в больших компаниях всё более или менее понятно, потому что всё уже давно придумано и проверено, то у частных и начинающих предпринимателей может возникнуть ряд трудностей.
Рассмотрим пример, когда частный предприниматель собирается нанять себе помощников (например, курьера, ассистента, менеджера по продажам). То есть он планирует делегировать часть обязанностей на незнакомого человека.
Что важно предусмотреть заранее:
1. Точно сформулировать конечную цель работы, которую планируете делегировать (как она должна быть выполнена, что недопустимо, критерии результата работы, параметры оценки и сроки). Корректность поставленной задачи напрямую влияет на результат. Отрицательный пример из опыта: "Найди мне контакты парня из *название мировой компании*, он вроде какой-то руководитель". При этом никакие характерные события этой задаче не предшествовали. Выполнение такой задачи в большинстве обречено на провал.
2. Квалификация сотрудника. Когда Вы прописали все параметры из пункта №1, то можете оценить, какие знания и навыки необходимы для получения качественного результата, а какие - нет. Человек может быть самым хорошим и располагать к себе, но неспособным справиться с поставленной задачей качественно в срок, потому что у него не хватает, например, опыта. Либо наоборот: квалификация человека превышает необходимые требования и Вы рискуете, как минимум, переплатить за ненужные знания.
3. Условия работы. Очень важно продумать детали рабочего процесса: обеспечить исполнителя всем необходимым или заранее убедиться в том, что у него достаточно ресурсов. Например, курьеру нужен проездной (или автомобиль); менеджеру по продажам оплачен телефон (и интернет) и т.д. И не стоит сажать, например, секретаря или менеджера по продажам в свой кабинет, где он будет мешать Вам, разговаривая по телефону с клиентами.
4. Моральная готовность. Помните, что Вы нанимаете нового человека, который совершенно не знаком с Вашей деятельностью, целями, ожиданиями, стилем работы и пр. Он будет ошибаться и задавать Вам вопросы. Поэтому важно набраться терпения и подобрать слова. Конечно, чем выше квалификация сотрудников, тем конструктивнее будут его вопросы (да и количество этих вопросов будет, скорее всего, небольшим). Но и тут возникает интересная ситуация. Готовы ли Вы довериться профессионалу? К тому, что он лучше Вас знает работу; за 10 минут решает задачу, над которой Вы ломали голову несколько месяцев; будет выполнять задачи раньше срока и спрашивать новые (соответственно, возможны простои); будет предлагать Вам готовые решения, а не ждать пока Вы их ему дадите? Оцените эти моменты, что бы потом не расставаться с хорошим сотрудником из-за своих внутренних страхов ("он лучше меня" - "такими темпами он заберет себе моих клиентов" - "я чувствую себя глупым, когда разговариваю с ним" и множество других).
В заключении отмечу, что хороший руководитель - это лидер, который способен вести за собой и помогать на пути. Подготовьтесь заранее и пусть Ваш путь будет успешным!