Найти в Дзене
Ни слова о музыке♮

Что послушать у Грига кроме "Утра"

Оглавление
Эдвард Григ (1843 – 1907)
Эдвард Григ (1843 – 1907)

Основная масса граждан вряд ли в курсе, что "Утро" Грига - это не отдельное произведение, а вовсе фрагмент музыки к пьесе Ибсена "Пер Гюнт", но трудно найти любителя музыки, который бы послушав первые ноты, не сказал: "а-а-а, вот это знаю".

Лирические пьесы для фортепиано

Тем, кто успел помучиться в музыкальной школе, хорошо известны "Лирические пьесы" для фортепиано. Кажется, что они досконально известны и заиграны, но на самом деле это целых 9 книг и довольно много музыки - разной и любопытной.

-2

Уж в чём я уверен - так это в том, что в музыкалке нет "Эротики". И не должно быть, рано такое детям знать! Но у Грига в тех же "Лирических тетрадях" ещё как есть и очень приятная, не пошлая.

"Ноктюрн" сначала демонстрирует норвежский национальный мотив, вплетённый в общую канву, но уже очень скоро мы начинаем слышать гармонию, как будто заимствованную у Дебюсси и это не фигура речи: смелые гармонические ходы, нон-аккорды, лихие модуляции, притом всё складно и уместно звучит. Григ снова удивил!

"Кобольд" - очередная лёгкая и короткая вещь из того же сборника фортепианных пьес. Если дело касается фонового прослушивания, то наши уши лучше привыкли воспринимать треки в пределах 3-5 минут и эту пьесу (другие короткие тоже) можно и зациклить при желании - пока не надоест.

"Танец эльфов" тоже многие знают. Кстати, музыка легка для разбора на начальном уровне фортепиано - можно и самому сыграть, тем более, что записана она удобно - частью на одной строчке!

"Бабочка" хорошо подойдёт для любителей кокетливой мелизматики и жеманных хроматизмов (не важно понятны эти слова или нет), но и здесь Григ не перестаёт удивлять многосторонностью и точным чувством стиля. Нашёл в яндексе-музыке два забавных исполнения - более мягкое, задумчивое и романтическое

и более быстрое, блестящее, изобразительное

"Летний вечер" - одна из поздних и зрелых вещей 1901 года сочинения как бы намекает на все грядущие модернистские эксперименты в музыке ХХ века. Однако, на наше ухо звучит крайне спокойно и гармонично. Притом не перестаёшь удивляться, что и это тоже Григ.

А с вокалом?

-3

С вокалом тоже есть немало всего. Наверняка и "Песня Сольвейг" из пресловутого "Пер Гюнта" широко известна, но если нет - послушайте в исполнении нашей Нетребки:

Песен у Грига вообще довольно много и они хороши, не замусолены, приятны уху.

Прекрасный пример вокального творчества Грига - песня "Люблю тебя". Лёгкие, изящные гармонические решения, простая, но выразительная партия голоса. Нашёлся даже русский теноровый вариант в исполнении Константина Плужникова:

И более приятное (на мой слух) немецкоязычное исполнение изумительной Элизабет Шварцкопф:

"У ручья" - заключительная часть цикла "Девушка с гор", который сам композитор считал чуть ли не лучшим своим сочинением, впрочем... видимо он один так считал. Тем не менее эта заключительная часть трагической истории любви вполне достойна и легка для восприятия. Только вот не нашёл версии с вокалом на просторах яндекс-диска... Поищите в других соцсетях и сможете найти. Покамест придётся довольствоваться инструментальной версией.

"Сон" точно будет в списке. Эта песня для голоса и фортепиано издавна украшает репертуар многих певиц и любители музыки наверняка её слышали.

Серьёзный Григ

-4

Захотелось послушать чего-то более серьёзного? Крупных форм? Они у нашего Эдварда так же имеются.

Соната для фортепиано op.7 обязательна к прослушиванию. Хоть и раннее сочинение композитора, но уже заявляющее о нём как серьёзном музыканте. И подумать только - в 22 года написал.

"Баллада" op.24 - это фортепианное произведение, которое разрушает школьный миф о якобы простецкости и неизобретательности Грига. Это по сути вариации в соль-миноре, но очень интересные и затейливые. Особо въедливым любителям музыки советовал бы посмотреть ноты, проанализировать гармонию - интересного масса.

Концерт для фортепиано постигла та же участь, что и "Утро" - по первым тактам вступления эту музыку узнают во всём мире. Хотя и за пределами узнаваемого там есть что послушать. Как-никак одна из визитных карточек не только Грига, но и всей норвежской культуры.

Третья соната для скрипки и фортепиано. Для неискушённых название произведения звучит как приговор к прослушиванию 9000 часов скучных пиликаний. На самом же деле очень живая и неожиданно драматическая музыка, звучит в духе... Брамса? Если две предыдущие скрипичные сонаты больше спекулировали на национальном колорите, то третий номер уже показал Грига как серьёзного композитора, а не как очередного представителя экзотического северного народа.

Соната для виолончели и фортепиано op.39 написана композитором для брата виолончелиста и подойдёт многочисленным любителям этого инструмента. Пожалуй, что без здесь сочетается некоторая драматичность Бетховена при сохранении узнаваемого собственного стиля.

Добьём "Пер Гюнта"

художник Theodor Kittelsen
художник Theodor Kittelsen

Как-то мы вскользь коснулись самой известной и самой надоедливой музыке Грига, однако кроме "Утра" и "Песни Сольвейг" имеются и другие замечательные звуковые полотна.

"В пещере горного короля" тоже все знают, но на всякий случай пусть будет. В огромном количестве рекламных роликов звучала эта музыка (впрочем с "Утром" та же история). Если среди читателей найдутся любители тяжёлой музыки, то переложения групп Epica и Apocalyptica наверняка знакомы.

"Танец Анитры" не так известен в широких массах, а менее красивым от этого не стал. Каждый раз слушаешь и думаешь то о Чайковском, то о Бизе не как об "источниках вдохновения", но как о творческих красках, которые Григ применял дозированно и к месту.

Список получился немаленьким, хотя вполне пополняемым и вообразите какова будет радость читателей, если наиболее искушённые поделятся своими находками в комментариях!

-6