Да, было бы несправедливо рассказать про Троллейбус 56 и не вспомнить про его младшего брата, Троллейбус 78. Исправляем ситуацию.
Лирическая история.
Для начала – немножко вводной географической лирики.
Главные транспортные артерии нашей Северной рабочей окраины – это Дмитровское и Коровинское шоссе. Ну и еще Бескудниковский бульвар, конечно.
При этом Дмитровка – ну это полноценное Шоссе, проистекает почти из центра Москвы, и ведет, очевидно, в старинный и прекрасный русский город Дмитров, кто не бывал – рекомендую, там есть что посмотреть.
А вот шоссе Коровинское – оно как бы неполноценное шоссе. Оно и сравнительно короткое, и упирается в итоге всего-то в ТЭЦ-21, потому что от села Коровино давно осталось лишь название. По сути Коровинское – «приток» Дмитровки. Естественно, на этой почве у нас, жителей его «бассейна», возникал как бы комплекс «младшинства» перед Дмитровскими :-)
Но зато – в стародавние времена именно по Коровинскому ходил Троллейбус, как раз №56. То есть, сначала по Дмитровке, но затем-то он к нам сворачивал! А по Дмитровскому дальше троллейбус не шел. Какой-никакой, а все-таки повод для гордости.
Да, но затем, уже на нашей памяти, в 1980-х годах троллейбусный дефицит был восполнен, протянуты провода, и пущен маршрут 78. От Белорусского вокзала и почти до МКАД, до улицы Вагоноремонтной. Собственно, и по номеру маршрута видно, что это один из самых «поздних» времен СССР...
Сама история
И пришла, значит, осень 1991 года...
Настроение в природе было хмурое. Если коротко – то Свободу в Августе-91 мы отстояли, но что было с ней дальше делать – не совсем понятно. И дорожало всё вокруг стремительно, а стипендия как-то не прибавлялась, и друзья твои школьные многие в армию или уходили, или уже весной ушли, нам в 91 как раз по восемнадцать исполнялось, и у нас по Физтеху слухи ходили, что могут отменить отсрочку, и в личной жизни наступали перемены, а новых интересных вариантов что-то не просматривалось, и на лабораторной работе по радиоэлектронике что-то адски не туда впаял, так что чуть не спалил весь корпус, и надо было искать время, чтоб переделать... короче, настроение было сумрачное. Типичное такое осеннее, дождливое, раннеоктябрьское.
Именно в этом настроении я и сел в Троллейбус 78, чтоб успеть ко второй паре, потому что к первой паре ездят только сопливые первокуры, а уважающие себя второкурсники – только ко второй.
Вообще говоря, Троллейбус 78 был мне почти без надобности. От остановки «Селигерская улица» той, что на Дмитровском – до платформы «Лианозово» ходили три автобуса, 763, 179 и 676, а мне-то в Лианозово и надо. То есть, теоретически можно сесть на Троллейбус и уже на Вагоноремонтной «перехватить» автобус 92 к Лианозову, но так можно было упустить 179й. Короче, не вариант был троллейбус.
Да, но это когда на первом курсе и едешь к первой паре, в час-пик. А ко второй – автобусы уже и так нечасто ходили, время-то тревожное наступало в Стране. Короче: подошел Троллейбус 78, ну и я сел. Сел, уткнулся носом в стекло, стал смотреть на Дождь и предаваться разным тревожным мыслям о будущем. Как о своем личном, так и Страны в целом.
Но недолго предавался. Потому что уже на следующей остановке в троллейбус вошли два крепких молодых человека в кожаных куртках, ну и сразу ко мне, потому что я по дневному времени чуть ли не один в хвосте сижу:
- Ваш билет!
Что можно было сказать в ответ? Что они такие же «контролеры», как и я? Охота была бы спорить, там две такие «рамы», что я, не самый, в общем, мелкий – снова почувствовал себя юным легковесом в родном клубе самбо имени Латышева!
Вообще у меня был проездной, но автобусный только. На электричку бралась «сезонка», а на первом курсе Физтеха учатся в столь плотном режиме, что времени на метро у тебя попросту нет, так что обходился привычными пятачками (а с марта 1991 года – пятнашками уже, да). Не, лежали, конечно, в кармане несколько затертых талончиков, чуть не с весны, с разными дырочками...
- Ну, братан, это ж старый билет! Да и дырки другие. Гони шесть рублей, да побыстрее! А лучше сразу десять.
«Мама родная, где их взять! Всю Псковщину обегал, еле наскреб...» (С.Довлатов, «Заповедник»)
Не, деньги были. Удивительное дело: одним из первых глотков Свободы стало то, что нам заплатили за сентябрьский выезд в колхоз на сбор урожая, Слава Руководству и лично декану Б.К.Ткаченко! Немножко, но сам факт: ведь до того студенты Физтеха оказывали шефскую помощь труженикам села на безвозмездной основе. Но всё равно – жалко было отдавать каким-то проходимцам, да что делать...
Но тут фортуна неожиданно повернулась лицом. Потому что...
Потому что на следующей остановке в троллейбус вошли уже три молодых человека в кожаных куртках, и еще крепче первых двух. К первым двум они и направились:
- Алё, бл., орлы! Вам сколько раз говорить, чтоб у себя работали, а на нашу территорию не лезли? Ну-ка, выходим. На улице продолжим разговор, есть вопросы...
Опа! Понятное дело, что уроженцу Северной рабочей окраины не нужно было долго объяснять расклад. Первые-то, видать, «бескудниковские», а тут уже законная сфера влияния «Улицы 800-летия Москвы». Надо полагать, с непростыми взаимоотношениями между собой!
- Пацан, они у тебя сколько отобрали? Сейчас вернут.
Обидно, конечно, снова было стать «пацаном», когда уже привык к «мужику» («Мужик» - традиционное обращение друг к другу на Физтехе, прим.авт.), но чего уж там!
И они сошли. Дальнейшая судьба их осталась неизвестной.
- Но ты все-таки проезд не забывай оплачивать! Особенно на нашей территории, бугаааа!
Наступали «Лихие Девяностые»... да, пожалуй: для меня они наступили именно так!
Вот такая простая история, которая часто вспоминается, когда выходишь уже из метро «Селигерская», но мимо, как и раньше, проносится Троллейбус 78.