Увы, даже современные танки не слишком совершенны по многим параметрам, что уж говорить о танках Второй мировой войны. Те машины были во многом допотопными, однако конструкторам иногда удавались удивительные вещи: так, немецкие конструктора смогли создать подвеску, которая обладала возможностями выдерживать колоссальные по тем годам массы. Однако, сегодня мы поговорим о том, как вообще ремонтировали и обслуживали танки немецкие и советские танкисты на Восточном фронте.
Конечно, практически все задачи обслуживания техники были в руках механика-водителя, как у немцев, так и у русских. Это был второй человек в экипаже, который собственно и обслуживал танк до и после боя. Мехвод мог самостоятельно, при помощи экипажа заняться восстановлением танка, починить трансмиссию и т. д. Однако, когда в Красной армии танки подбивали, то тут в бой вступали уже подвижные ремонтные бригады, данное подразделение конечно же было и у немцев. Среди основного оборудования, скажем для ремонта танка Т-34, нужны были генераторы для зарядки аккумуляторов, сварочные приспособления, даже токарные станки, с кранами. Сварку применяли после попаданий снарядов рядом со сварочными швами, которые имели свойство расходиться как у наших, так и у немцев.
Если же машина ломалась что называется капитально, то тут уже фронтовой ремонт не помогал, надо было заниматься им столь же капитально. В таком случае, машины нередко отправляли на заводы изготовители, там уже заваривали дыры в танках, полностью ремонтировали ходовую его часть, и в целом проводили тотальный ремонт. Но, основную часть конечно же ремонтировали полевые службы, при помощи экипажей. И иногда приходилось очень несладко, особенно немцам, когда те чинили тяжелые танки «Тигр». Ибо чтобы начать починку танка, а чаще всего в машине ломалась ходовая часть или же элементы подвески.
Чаще всего из-за этого действия ремонт значительно осложнялся, кроме того, чтобы починить опорные катки танка «Тигр», нужно было ее полностью разбирать, дабы добраться до нужного катка. Процедура крайне затратная, учитывая тот факт, что машины танкистам нередко уже приходили сломанные, и нужно было с ними разбираться в полевых условиях. Зато, уже умелые экипажи уже могли управляться с танком в некоторых случаях самостоятельно, и снова роль мехвода была основной.
Надо сказать, что полевые ремонтные службы работали на износ, как с немецкой, так и советской стороны. Однако, оказались действительно крайне эффективными. Как с советской, так и с немецкой стороны. Надо лишь добавить, что иногда немецкие части хитрили: практически уничтоженные танки они сдавали в ремонт, чтобы списывать их заднем числом, для того, чтобы с одной стороны запросить новый танк, пока этот в ремонте, и чтобы не было никаких вопросов.