Найти тему
Иль Аб.

Почему иностранцы оскорблялись видом кувшина в царских полатах

Во все времена дипломатический церемониал представлял собой набор определенных правил. Буквально по минутам расписано, как должны двигаться договаривающиеся стороны. Практически все действия понятны обеим сторонам. Кроме некоторых моментов. Именно такая ситуация и будет описана в статье.

Из Яндекса. Искомый предмет справа сверху.
Из Яндекса. Искомый предмет справа сверху.

В семнадцатом веке в Европе возмущались действиями русского царя, после того как эти самые послы европейские прикладывались к его руке. Причиной такого возмущения стала книга шведского посла Эрика Пальмквиста «Наблюдения о России», выпущенной в 1674 г. Точнее даже не сама книга, а одна из иллюстраций. На рисунке группа шведских послов беседуют с русским царем Алексеем Михайловичем. Рядом же с царем, кроме привычных на переговорах атрибутов, присутствует еще и кувшин-рукомойник с чашей. Все это накрыто полотенцем.

Этот набор встречается в описаниях и других иностранных послов – немецкого географа и историка Адама Олеария, итальянского дипломата Антонио Поссевино, австрийского дипломата Сигизмунда фон Герберштейна и т.д.

Вот, по словам этих уважаемых в своих странах специалистов, этот набор для умывания рук русские правители использовали по прямому назначению во время приема иностранных послов, после того как последние приложатся к монаршей руке в знак почтения. Такой поступок русского правителя возмещал иностранцев: неужели русский царь настолько брезгует общением с послами, что моет свои руки после оказания ему почестей?

Можно конечно это объяснить тем, что таким образом русский правитель оберегал свое здоровье. Ведь средние века «славились» своими нескончаемыми эпидемиями. Но, неужели так нужно было мыть руки так демонстративно?

Одну из версий предложил Глеб Носовский в своей книге «Царский Рим в междуречье Оки и Волги». Носовского официальные историки причисляют к сторонникам псевдонаучной теории «Новая хронология».

Так вот, по его мнению, правители Руси считали «правильными христианами» только тех, кто был крещен в воде – католики же проводят крещение, только окропляя головы. Это позволяло, по мнению Носовского, причислять их к нехристям и безбожникам, к «нечистым». Отсюда и антитеза – русские-чистые, европейцы-грязные.

Носовский объясняет, что одним из центральных понятий на Руси было понятие «религиозной чистоты». Именно этим можно объяснить, что правитель нашей страны мыл руки сразу же после прикосновения «нечистого» иностранца, тем самым, подчеркивая свое превосходство.

Однако имеется и другое мнение. Его высказал историк Леонид Юзефович в своей книге «Как в посольских обычаях ведется». Данный специалист в своих изысканиях также опирался на записи указанных дипломатов, в частности на того же Поссевино. Так вот, по словам Юзефовича, Грозный действительно мыл руки после общения с послами, но лишь только когда они покидали зал встреч.

Поссевино также пишет, что он лично не видел процедуру мытья рук. Посол только указывает, что рукомойник находился в зале и все. Юзефович предполагает, что Поссевино упоминает рукомойник, лишь желая оправдать свою неудачу в переговорах с московским царем. И в свое оправдание говорит, что русский царь демонстрирует «необычную враждебность ко всем иностранцам и католикам в частности, а не ко мне, Поссевино, лично».

Также в книге Юзефовича можно найти слова Олеария, который посетил Москву в 1634 г. в составе голштинского посольства. Так вот, иностранец также не наблюдал процедуру омовения рук русского правителя, а описал все со слов тех же Поссевино и Герберштейна. Получается как в анекдоте - сам не видел, но знаком с тем парнем, который знаком с другим, который знаком с третьим и т.д.

По мнению Юзефовича, иностранцы выдавали за рукомойник кувшин с медом или вином. И делали это намеренно, показывая перед своими соотечественниками «дикость и варварство» русичей. А далее начиналась игра в «глухой телефон». А почему они так делали, никто не знает. Может, вы что скажите, дорогие читатели.