Александр Жибров
Апрель - май в Канатово самое прекрасное время года! Травка зеленая, каштаны цвету, вишня и т.д. К отсутствию полетов привыкли, «поддерживаем штаны», когда по НПП подходит срок перерывов в полетах.
Слетаешь один полет, три упражнения в комплексе и как «штык» готов еще на три месяца. В остальное время занимаемся, так называемым, «устранением недостатков». Комиссии следуют одна за одной, вот и отрабатываем потом плоды их деятельности.
Вдруг приходит бумага, прочитав содержание которой даже не веришь, что такок возможно. В Луцке на базе местного полка проводятся сборы (срок, предварительно, месяца 2-3) по подготовке молодых летчиков на Су-24.
Смысл основной – подвести их до уровня третьего класса. Ну, я сразу понял, кто туда поедет «старшим». Командир – ясное дело, он и в Африке командир! Он остается на «хозяйстве», Кочетов в это время в отрыве от полка зарабатывал «полковника» в Виннице на должности инспектора БП.
Приезжая в командировку к нам и «порол со всей пролетарской ненавистью» за недостатки, зная прекрасно, что с получением очередного звания вернется сюда же на прежнюю должность. Командир еще подкалывал его:
- Пиши Сергеич больше, вернешься – будешь устранять!
Мысленно понимаешь, что лето, море, отпуск под угрозой, а что делать? Конечно, полетать (тем более не пару полетов) - одно удовольствие, но и сидеть там долго большого желания, честно, не было. Но, тем не менее, определились с летчиками, штурманами.
Выбрали трех летчиков, уже с налетом (150-200 часов), так сказать, не совсем «зеленых», правда это было довольно давно. Двое из них пару лет назад даже выполнили несколько полетов самостоятельно на Су-24. Скажу честно - для тех лет это был просто прогресс! Вылететь – вылетели, но потом керосин закончился. Вот и весь уровень подготовки!
Третий – с налетом, но на «истребителях» и довольно давно, перед развалом Союза. Летчики в целом рады, но волнение чувствовалось – это ведь не штаны изо дня в день протирать. Поехали с желанием хорошим.
Сразу почувствовал, что будет проблема с подготовкой. Ведь в принципе, «возить» придется с «нуля», количество вывозных полетов взяли минимум, надеясь, что справятся.
Но на одного инструктора три летчика не серьезно, одному, хочешь – не хочешь, не сможешь дать все, что положено с самого начала.
На верху «успокоили» - поможем, инструктора дадим, возить поможет! Хотелось бы верить на слово…
После «майских» праздников всей группой приезжаем в Луцк. Встретили хорошо, тем более что командир дивизии в Луцке – наш, «канатовский»!
Разместили, как и ожидали, – летчиков в казарму, инструкторов – в санчасть, в палату № 6! Ну, честно, там это была на постоянной основе, как гостиница для «проверяющих».
Собралась компания большая. В тот год еще летали полки в Старо-Константинове, Луцке, Дубно, Черлянах, Коломые. Летчиков с каждого полка по 4-5 человек, по два-три инструктора. Видим, что у них проблем нет с «вывозной», имею ввиду то, что на одного инструктора один, максимум два пилота. На месте, про дополнительного инструктора разговор что-то и не поднимался. На мой вопрос комдив ответил просто – «потом разберемся, пока нет никого».
Приступили к подготовке. Первая смена в Луцке планировалась начаться с проверки инструкторов. Самолеты, кстати, старые Су-24, еще первых серий, с квадратной ж…. Многие борты с Бердянска перегнали. Но рады и этому, лишь бы летали. По «блату» комдив нарисовал на второй вылет в смене. Однако полет так и не состоялся. Первые запуски и взлеты показали, что отказов так много, что часа через четыре из девяти бортов летал только один и то, на честном слове. Ну, бывает…
В конце таких полетов подхожу и «плачусь» - мол, с такими темпами я своих через неделю не начну возить!
- Не бойся, завтра точно слетаешь, при любом раскладе. Проверку будешь делать во время «разведки погоды»!
Вот это другой разговор! На следующий день совсем другая картина. Почти без замечаний (любая мелочь сильно в счет не воспринималась, все равно все полеты с инструкторами, главное чтобы движки работали) - техники, отдаю должное и низкий им поклон, работали очень-очень хорошо. «Жужжали как пчелки», но практически всегда план выполнялся на 100%. Отлетали, попутно самолеты облетали, теперь можно приступать.
Двоих капитанов на полеты, третьего в «обоз». Комдив еще одну неоценимую услугу оказал – почти весь первый месяц наш борт стоял самый первый к машинам батальона (ТЗ, «Воздушка», «Азотка», КПМ-ка). Сначала не обратил внимания, но первая смена дала неоспоримое преимущество перед другими полками. Как говорят – «в кругу друзей …не щелкай!». Тут уже перед каждым стоит личный план, поэтому только вылез из кабины и всеми правдами и неправдами занимаешься «перехватом» заправщика топливом, потом «воздушку». Благо они все под крылом стоят! А вот уже через месяц, когда нас переместили в конец стоянки, понял - какой это был рай!
Начали летать. Летчикам сначала трудновато было вспоминать, но после первых смен потихоньку все стало налаживаться. Правда побегать пришлось по стоянке, но что ж поделать. Каждую смену 5 вылетов как минимум. Давали план, потому что желание было не отстать, да и не воспользоваться такой удачей был просто грех.
Подошли к самостоятельным полетам, не скажу что волнений много было, но все равно, программа укороченная, наверно, если честно, в Союзе можно было дать еще полетов 5-7, но тут никто бы не разрешил – просто поставили бы точку. Ребята молодцы, вылетели хорошо и дальше пошли по программе. Даже штурмана вышли из состояния спячки, на предварительной начали вести себя более активней, что-то рассказывать летчикам, передавать опыт. Штурмана, кроме одного, были поопытней, прихватили достаточно налета еще при Союзе.
Начал возить третьего. Неделю – две полетали, как меня начали «доставать» - почему до сих пор он не вылетел и почему он мало летает? Причем вопросы стали задавать инспектора сверху, которые прекрасно знали в чем дело! Ну, какой смысл начинать возить летчика с меньшим опытом и налетом, если первым двум нужен минимум и они начнут летать сами, вот тогда и третьему все (в смысле инструктор) достанется! Нет, блин крови попортили. Хотя и пилот со всем был согласен, покорно кивал головой, когда довел им очередность полетов. Вся проблема была в том, что там были рычаги воздействия, а короче говоря, блат… При всем при том никаких претензий к летчику не было, ничем от других не отличался, и в общении и в жизни, может полеты давались немного трудней, но тут это и было ясно, те уже летали на Су-24, а этот нет. Ладно, с горем пополам разобрались, подтянул и третьего.
Экипаж у них конечно был, как говорится, с нуля, если летчик хоть немного полетал когда-то на истребителях (чуть-чуть), то штурман вообще молоденький, выпускник двумя годами раньше. Даже что-то подсказать в воздухе было тяжело. Вот за них и переживал больше.
Тут тоже еще тот анекдот, со штурманом. В 1996 году нас проверяло ГИМО и с Киева был полковник. Вот через пару лет он «отправил» к нам в полк сразу, кажется, пятерых штурманов, ну. «своих», так сказать близких…
Потом начались звонки, мол почему они не летают? Почему не растут в должности? Сначала все объяснения по этому поводу им воспринимались нормально, потом начались звонки в состоянии «легкой возбудимости», непонятные обещания «приехать разобраться»...
На мои слова, «что я в этом году сам налетал ВСЕГО три часа!» - на полковника впечатления не произвели. Так вот благодаря его настойчивости и был внесен в экипаж его самый близкий «племянник», хотя кандидаты были другие.
В целом командировка была приятная. Полеты, как при Союзе – летай да и только. Три – четыре смены в неделю, смена - под завязку. Как отвыкли, так и привыкли. Конечно, задница деревенеет, но все же это гораздо приятней, чем заниматься, чем угодно - только не летать. Тем более при таком количестве молодых летчиков каждая предварительная и разбор полетов вызывал бурю эмоций положительных. И что самое интересное и приятное, сегодня спустя 10 лет было приятно слышать фамилии летчиков, с тех самых сборов, когда они только начинали летать, уже участников воздушного парада над Киевом! Пусть с другого полка, но все они были свои!
Одним из приятных воспоминаний было то, что после смены, отлетав 5-6 полетов, в жару позволяли себе (инструктора) зайти в порядочный бар и выпить пару кружек хорошего пива. Холодненького, после жаркой кабины и беготни по стоянке… благодать! Ну, между кружками тоже может прицеп маленький, все равно приятно посидеть часик в прохладе перед тем, как идти на предварительную.
Инструктора зная, что я практически всегда летаю до конца смены, и выруливая со стоянки в жаркую погоду, видя как они собравшись вдвоем – втроем машут руками (идя в сторону КПП) и изображают кружку пива в руках…невольно позавидуешь, когда впереди еще пару полетов.
Кстати, еще один приятный момент. Раньше в Луцке полеты были редко, как и везде, а тут как в добрые старые времена – начало полетов то в 7.00, то в 8.00 - даже город ожил. Во всяком случае, в городе частенько слышишь разговоры про полеты, привыкли. Не знаю, правда или нет, но говорили, что диктор местного радио начиная передачи в 8.00 иногда произносил:
- Местное время 8.00, а в Луцке, как обычно начались полеты! Ну, а мы начинаем музыкальную программу!
В конце июля, когда все уже летали сами по программе, у меня вышел срок отпуска. Положенный профилакторий для продления и последующие полеты становились бессмысленными, т.к. к тому времени сборы должны быть закончены. Плюс к этому и керосин стал заметно уменьшаться, а необходимые поставки шли с опозданием. Еле уговорил начальство, чтобы уйти в отпуск, а не сидеть на земле не летая и проверяя пленки объективного контроля. Сдал дела и уехал.
Все было бы нормально, если бы не последняя смена 18 августа. Поставки керосина закончились, в это день летали крайнюю смену, на полигон с бомбометанием и по окончанию даже планировали легкий фуршет, как и положено, при окончании сборов. Но…случилась авария. Тем более, с тем нашим третьим экипажем.
В тот день утром я приехал с моря и в районе 12.00 звоню на работу командиру – узнать как дела.
- Да какие дела, Владимирыч! Авария. Экипаж прыгнул, вот полчаса назад!
Еще через час узнал более подробно обстоятельства. Проанализировав, то что было известно, сразу высказал «причину» аварии. Не от того, что я такой умный, просто была такая ошибка при «вывозных» полетах. Думал, что все объяснил, все понятно, разобрали. Но, к сожалению, небольшая вводная с отказом повторилась с более печальными последствиями.
Не буду все пересказывать, был отказ техники, небольшой, незначительный… Вообщем, потом разобрались, нашли вину экипажа. Но, слава богу, экипаж жив и здоров, на земле никто не пострадал. А вот действия по вынужденному покиданию были отработаны в полном объеме!
Вот так и закончились, мрачновато, те сборы в Луцке. Что самое интересное, первые двое летчиков через год уволились, третий тоже был списан с летной работы, а еще через пару лет и он покинул ряды военных. Но это жизнь, тем более что летать больше никому не дали, а в 2004 году полк расформировали.
P.S. Где то судьба свела нас полковником из Киева вместе, по моему даже по телефону. Разговор получился натянутый, но, помня его «претензии», не удержался и спросил:
- Так если представится возможность полетать, планировать «Ваших» на полеты?
- Спасибо! Не надо!