Найти тему

"55 лет со дня первого выхода человека в открытое космическое пространство".

В текущем 2020 году отмечалась годовщина поистине грандиозного события в мировой космонавтике – выхода человека в открытый космос! Мысль о том, что это возможно, появилась у Королева еще в 1963 году. Конструктор предположил, что в скором времени такой опыт будет не только желателен, но и необходим. И он оказался прав. В последующие десятилетия космонавтика стремительно развивалась. Например, нормальная работа МКС сегодня была бы невозможна без проведения наружных работ, так что первый выход человека в открытый космос был неизбежен.

Что ждало человека в открытом космосе? На этот счёт существовало множество теорий. Недоброжелатели утверждали, что космонавт, ступивший за пределы космического корабля, тут же приварится к нему, не сможет двигаться или же вовсе сойдет с ума. Трудно было представить себе все риски! И 1965 год мог стать годом грандиозного провала советской космической программы. Однако подтвердить или опровергнуть эти пессимистические теории могла лишь практика.

Выходы в открытый космос были опасны по множеству различных причин. Во-первых, из-за серьёзных повреждений при столкновении с космическим мусором. Орбитальная скорость на высоте 300 км над Землей – около 7,7 км/с. Это в 10 раз быстрее полёта пули, так что кинетическая энергия маленькой частицы краски или песчинки эквивалентна той же самой энергии пули, обладающей в 100 раз большей массой. Во-вторых, ситуации в космосе трудно предсказать, а эмоциональная нагрузка на людей высока. Помочь вышедшему в открытый космос, очень трудно. Опасны также повреждения скафандров, разгерметизация которых грозит потерей кислорода, аноксией и быстрой смертью, если космонавты не успеют вовремя вернуться в корабль.

Путь к осуществлению задуманного был тернистым, но тем замечательнее то, что случилось! Это произошло 55 лет назад, 18 марта 1965 года, в 11 часов 30 минут по московскому времени. Первым совершил исторический шаг в открытый космос пилот корабля «Восход-2», летчик-космонавт СССР подполковник Алексей Леонов. Он провёл в открытом космосе более 12 минут. В это время командир, летчик-космонавт СССР полковник Павел Беляев, контролировал его действия и был готов в любую минуту прийти на помощь своему коллеге.

Однако за этим событием стояла колоссальная конструкторская и организаторская работа. Давайте же перенесёмся в ту эпоху и подробно разберёмся в трудностях, которые возникали на пути к первому в мире выходу человека в открытое космическое пространство.

Как готовили экипаж перед полетом? Обычная лётно-космическая подготовка включала в себя техническую, летную, штурманскую и парашютную тренировку. Но для выхода в открытый космос этого было недостаточно. Поскольку за пределами корабля космонавт должен работать под избыточным давлением, к таким физическим нагрузкам его нужно было готовить особо. Пришлось изготовить специальные тренажёры для имитации невесомости и безопорного пространства. Так была создана летающая лаборатория ЛЛ ТУ-104 (условия невесомости) и термобарокамера ТБК-60 (условия практического вакуума).

Чем корабль «Восход-2» отличался от предшествующих моделей? Он создавался на базе корабля «Восход», но для выхода в открытый космос потребовалось дополнительно сконструировать шлюзовую камеру. Она соединяла внутреннее пространство корабля с космическим и предотвращала разгерметизацию корабля во время выхода в открытый космос. Складной шлюз состоял из средней (надувной) части и нижней и верхней (жёстких) частей. После выведения корабля на орбиту шлюз распаковывался, наполнялся воздухом – принимал рабочее положение. Внутри размещались кинокамеры для съемки, благодаря чему сохранились уникальные видеозаписи тех событий. Перед возвращением на Землю было предусмотрено отделение шлюза от основной части корабля.

Известно, что скафандр – это специальная одежда космонавта, защищающая человека от внешней среды. Скафандры экипажа корабля «Восход-2» были с системой вентиляции и кислородным питанием, имели двойную герметичную оболочку: она поддерживала избыточное давление внутри скафандра при выходе космонавта в открытый космос. Но при необходимости давление могло быть уменьшено. Шлем с двойным герметичным остеклением обеспечивал необходимый обзор, а фильтр защищал глаза от прямых солнечных лучей.

Как это было? По следам рассекреченных архивных материалов о выходе человека в открытый космос. А. Леонов вспоминал: «…Когда люк открылся, мне очень хотелось быстро выскочить и посмотреть, что там есть. Я все время запрашивал командира: «Я готов, разреши выйти». Командир корабля П. Беляев отвечал: «Подожди, не торопись, будет дана команда». А. Леонов: «И вот, когда мы подошли к Черному морю, как я потом понял, я вышел… Очень грандиозная картина: такой бесконечный простор и этот торжественный вид корабля сверху. Сразу мне бросилось в глаза, что корабль весь равномерно освещен, теней у него резких, нет. И очень яркий такой солнечный день, каких я даже на юге не видел и это через светофильтр 95% плотности. Я в этом положении закрыл дальше светофильтр потому, что было очень светло, и я ощущал солнечный жар на лице… Я вышел в таком положении, осмотрелся. Подо мной было Черное море… здесь Новороссийская бухта, Керченский полуостров, Кавказские горы очень хорошо заметны. Земля сама, если смотреть прямо перед собой, сказать, что она круглая, невозможно. Ровная плоскость с хорошо заметным земным рельефом, все овраги, реки, лесные массивы были прекрасно заметны… Если вверх смотреть над собой, видно черное небо такого темно-темно фиолетового цвета с черным переходом – бесконечная такая глубина. Звезды… у звезд вид такой земной, только они немигающие и гораздо ярче. Небо чистое, а Солнце – такой раскаленный диск, вклепанный прямо в небо, вокруг него никакого ореола нет».

Это первые впечатления человека, оказавшегося в открытом космосе! Здесь хочется сказать об уникальном таланте Леонова: он автор картин на космическую тему. И вполне возможно, что С.П. Королёв учитывал эту сторону личности космонавта, выбирая кандидата для первого выхода в открытый космос. Задача была технически нетривиальной, но большие опасения связывались с психологией: как почувствует себя Человек вне кабины, один на один с Пространством? И, быть может, главный конструктор решил, что именно художник лучше всего опишет свои впечатления и ощущения. Так и получилось: никакая совершенная аппаратура не смогла точно передать увиденное в космосе. Художественный талант Алексея Леонова и впечатления от красоты открытого космоса отразились в его картинах. Теперь и мы, глядя на его полотна, можем ощутить, как прекрасна наша Земля с космической высоты...

Рисунок 1. – Будущая международная космическая станция. 1967.Картон, гуашь, 50×80 см

-2

Рисунок 2. –«Союз» – «Аполлон». 1973.Холст, масло. 150×60 см

«Нештатная ситуация»… Что скрывается за этой скупой фразой из официальных отчётов? Из доклада летчика-космонавта подполковника Алексея Леонова: «…Получил команду командира корабля войти в корабль. Я начал входить. Первая попытка войти у меня не получилась…» Неприятности начались сразу при возвращении на корабль. Разработчики скафандра ошиблись в расчетах, и скафандр раздулся, не выдержали ни ребра жесткости, ни плотная ткань. Возникла критическая ситуация, а советоваться с Землей было некогда. И тут Леонов, взяв на себя смелость и здраво рассуждая, нарушив все инструкции и не сообщив на Землю, переключил скафандр на более низкое давление. Чем ему это грозило? Дело в том, что если сбросить давление в скафандре, то могло произойти закипание азота в крови и тогда всё - неминуемая гибель космонавта! А. Леонов вспоминал: «…Я прикинул, что уже час нахожусь под чистым кислородом и кипения быть не должно. После того, как я перешел на второй режим, все «село» на свои места…». Потом он просунул в шлюз кинокамеру и сам, в очередной раз нарушая инструкцию, пошел в шлюз не ногами, а головой вперед. Чтобы завершить манёвр, пришлось разворачиваться в ограниченном пространстве (внутренний диаметр шлюза был 1 метр, а ширина скафандра в плечах — 68 см). А. Леонов: «…Вот здесь была самая большая нагрузка, у меня пульс дошел до 190. Мне все же удалось перевернуться и войти в корабль ногами, как положено, но у меня был такой тепловой удар, что я, нарушая инструкции и не проверив герметичность, открыл шлем, не закрыв за собой люк…».

Однако на этом неприятности не закончились! Когда он вернулся на корабль, «…вдруг начало расти парциальное давление кислорода (в кабине), которое дошло до 460 мм рт. ст. и продолжало расти. Это при норме 160 мм! Но ведь 460 мм — это гремучий газ, ведь Бондаренко сгорел на этом…». «Вначале мы сидели в оцепенении. Все понимали, но сделать почти ничего не могли! Малейшая искра — и все превратилось бы в молекулярное состояние… Семь часов в таком состоянии, а потом заснули… видимо, от стресса…». Оказалось, что Леонов шлангом от скафандра задел за тумблер наддува, что привело к росту давления. Когда, общее давление достигло 920 мм рт. ст., тогда придавило образовавшуюся щель в люке, и рост давления прекратился.

При возвращении на Землю отказала система автоматической посадки корабля из-за отделения шлюза, поэтому приземлять "Восход-2" космонавтам пришлось вручную. Посадка была, мягкой, но осуществлена в незапланированном месте – в тайге, в 180 километрах от Перми. В итоге спасательная группа пешком добралась до замерзших космонавтов и смогла вывести их из лесной чащи. Несмотря на все трудности подготовки и неприятные происшествия в процессе полета, Павел Беляев и Алексей Леонов справились со своей основной задачей: осуществили выход человека в открытый космос.

Когда изучаешь архивные документы и материалы о первом выходе человека в открытый космос, остаешься под впечатлением от огромной работы по созданию корабля и необходимых систем для выхода в открытый космос. И, конечно, восхищаешься мужеством космонавтов, которые преодолели столько критических ситуаций в открытом космосе и на Земле!