Третью жену великого князя Симеона Гордого, урождённую тверскую княжну Марию Александровну, можно назвать самой трагичной женской фигурой русского средневековья.
Отец Марии, тверской князь Александр, сын и брат убиенных в Орде князей Михаила и Дмитрия, так же как и они, враг Москвы в борьбе за великое княжение. После крупного антиордынского восстания в Твери и последующего разгрома княжества Александр Михайлович вместе с семьёй бежал на север — в Новгород, а затем во Псков.
Там Александр, глядя на подрастающую дочь, вероятно, строил планы породниться через неё с соседним литовским княжеским домом — у князя Гедимина было много сыновей, а у старших были уже дети, практически ровесники Марии. Но судьба распорядилась иначе.
Вызванных в Орду в 1339 году по навету Ивана Калиты Александр Михайлович с сыном Фёдором бросили в темницу и после месячного мучительного ожидания казнены. Вдове и детям умерщвлённого князя не приходилось ждать ничего хорошего.
В 1347 году великий московский князь Симеон Иванович, разведясь со второй женой Евпраксией, посватался к Марии Александровне. Этот шаг, с одной стороны, странный и откровенно циничный, ведь отцы жениха и невесты ненавидели друг друга и один постарался, чтобы ликвидировать второго. Не только отец, но и дед, и дядя, и брат несчастной девушки погибли в Орде не без участия Москвы.
С другой стороны, для Симеона этот брак казался перспективным. Во-первых, он закреплял мир с Тверью, во-вторых, дети, родившиеся в браке, могли претендовать и на московское, и на тверское княжение. Возможно, эти выгоды и сподвигли Симеона на дерзкий шаг, в те годы резко осуждаемый церковью — развод и третий брак. Но мы не можем отрицать и романтических причин, побудивших князя к столь неординарному поступку. Юная тверичанка могла так прочно занять сердце гордого князя, что ради неё он оказался готов на всё.
Третий княжеский брак вызвал неудовольствие митрополита Феогноста. Рогожский летописец прямо сообщает о сопротивлении главы церкви его заключению и обращении князя к константинопольскому патриарху за разрешением на женитьбу. «Нелюбье» между князем и митрополитом прошло после благословения свадьбы свыше.
В семейном плане странный брак Симеона и Марии был удачен — за шесть лет княгиня подарила мужу четырёх сыновей. Однако в итоге всё закончилось трагично.
В 1552 году на русские земли обрушилась чума. Проникнув из Европы, эпидемия началась с запада: Пскова и Новгорода, и постепенно охватила всю Русь, выкашивая целые города. «Чёрная смерть» не щадила никого, в марте 1353 года скончался митрополит Феогност, а следом за ним ушли в иной мир и маленькие сыновья Симеона. Только-только познавший семейное счастье и радость отцовства великий князь лишился всего, и сам скоротечно скончался в разгар весны, 27 апреля 1353 года. Перед смертью он успел принять схиму с именем Созонта и слабеющей рукой подписать духовную грамоту. Резкий и решительный, Симеон и перед смертью не изменил себе, предприняв беспрецедентный шаг — завещал вдове свой наследственный Коломенско-Можайский удел, важнейшую территорию московского княжества. Историкам трудно истолковать такое решение князя. Возможно, оно имеет рациональное объяснение, но есть вероятность, что это было проявлением сильной любви и глубокой привязанности к княгине Марии.
Счастливый мир молодой женщины рухнул в единый миг. Потеряв детей и мужа, Мария осталась, по меткому выражению Ю. Лощица, «горлицей на сухом суку, у пустого гнезда». Ей не досталось традиционного уважения и почитания, которое проявляли ко вдовам матерым, то есть детным. Был у неё ещё один вариант — уход в монастырь, однако княгиня в монахини не постриглась. Мария долгие годы была фактически приживалкой в великокняжеской семье — Коломенско-Можайский удел, завещанный ей скончавшимся супругом, бесцеремонно отобрал вокняжившись, Иван Красный. Улучшилось положение Марии после женитьбы Владимира Серпуховского, племянника её покойного мужа, на её родной племяннице Елене Ольгердовне, дочери сестры Ульяны, выданной замуж в Литву. В серпуховской семье Мария и доживала свой век. А он оказался долог — княгиня скончалась 17 марта 1399 года в возрасте около семидесяти лет, только перед смертью приняв монашеский чин с именем Фетинии. Погребена Мария в соборе Спаса на Бору, а через много лет, в 1478 году, её мощи обнаружили нетленными. Однако должным образом ни церковная, ни светская власть на это обстоятельство не среагировали, лишь сделали на усыпальницу новые ризы.
Судьба Марии Александровны, тверской княжны, великой московской княгини, воистину прямое доказательство того, что жизнь каждого человека «в руце божией».
Материал подготовлен заместителем заведующего музейным комплексом в Моховом Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Ольгой Владимировной Поповой.