Статья содержит спойлеры
Введение.
Фильм, персонаж которого станет объектом обсуждений, является бесспорной классикой, а для меня еще и одним из лучших фильмов Квентина Тарантино. Надеюсь, что имя этого режиссера давно стало для вас синонимом слова «качество», если же нет, то незамедлительно исправляйте ситуацию.
Кинолента, с громким названием «Бесславные ублюдки», повествует о второй мировой войне, в оккупированной немцами Франции, где группа американских солдат-евреев наводит страх на нацистов, жестоко убивая и скальпируя солдат. О смысле произведения, главных героях и жестокости поговорим как-нибудь в другой раз, сейчас же хочется сделать детальный разбор одного из героев, а точнее антагонитса данной киноленты – Ганса Ланды.
Мы привыкли видеть, что в фильмах роль самого умного и рассудительного персонажа занимает главный герой, который придумает план по достижении своей цели и к концу картины не без труда воплотит его. В Бесславных Ублюдках все наоборот, здесь секретных агентов успели раскусить еще на стадии зарождения плана, а победа главных героев обусловлена лишь тем, что им позволили победить.
Троянский конь.
Начнем с самого начала фильма, со сцены, которая является для меня одной из лучших сцен всего кинематографа. Советую и вам ознакомиться с ней, а лучше с самим фильмом, для лучшего понимания статьи.
Ганс Ланда приезжает со своими солдатами на молочную ферму к Перрье ЛаПадиту, чтобы «совершить выборочную проверку, дабы отдать дать бюрократам», называя это чистой формальностью.
-Полковник, вы позволите закурить трубку?
- Помилуйте, месье ЛаПадит, я здесь просто гость, ни в чем себя не стесняйте.
Гансу известно, что на ферме укрываются Евреи, он лишь играет с ЛаПадитом, наслаждаясь своим неофициальным титулом и известностью. Полковник СС начинает с банальных вопросов, тем самым располагая к себе месье ЛаПадита, что последний даже невольно отвечает на французском языке, который, конечно же, является для него родным, т.е. более комфортным. Однако чувство безопасности начинает сменяться чувством встревоженности, которое нарастает по ходу диалога.
Вся встреча была продуманна с самого начала, Ганс даже делал невербальные намеки, например, когда по-хозяйски выпил целый стакан молока или закурил огромную трубку, напоминающую трубку Шерлока, как бы говоря фермеру что он проиграл, его раскусили.
В переломный момент, когда метафоры и намеки стали уже слишком очевидны, Ланда, вдоволь наигравшись, подводит к кульминации рассказами о содействии.
«Если мы обнаружим нарушения, а поверьте, они найдутся, но этого можно избежать, если вы поведаете нечто, чего обыск уже понадобится. И, кстати, учтите, за сведения, которые облегчат исполнение моего долга, месье, не последует наказания …»
Кидая тяжелый взгляд, Ганс заставляет нервничать ЛаПадита, и как акула чуя кровь, посредством искусной беседы, принуждает выдать семью Евреев.
- Вы укрываете у себя врагов Рейха, ведь так?
- … да.
- Вы прячете их под полом кухни, верно?
- … да.
Едва ли месье ЛаПадит мог ответить что-то кроме правды, ведь тогда пострадала бы и его семья.
После допроса, Полковник приказывает своим солдатам открыть огонь и убивает всю семью Дрейфусоф. Выжить и скрыться удается лишь девятнадцатилетней Шошанне.
Эта сцена очень детально дает представление о персонаже, с которым мы имеем дело. Хитрый, циничный, самовлюбленный, но расчетливый Полковник СС, ведущий высочайшую, но далеко не обязательную психологическую игру против фермера.
Гордость нации.
Через некоторое время мы видим жизнь Шошанны и самих Ублюдков. Шошанна сменила имя и работает в кинозале, а Ублюдки готовят план по уничтожению нацистской верхушки и Гитлера в частности. Им известно, что высшее командование, собирается на премьеру кинофильма «Гордость нации» в кинозале уцелевшей Шошанны. Ублюдки намерены взорвать здание, а одержимая местью Шошанна – поджечь.
В эпизоде, где Полковник допрашивает Шошшанну, как владелицу кинотеатра, он также говорит, что это чистая формальность, хотя знает, что Шошанна это и есть та девушка, что сбежала с фермы, но он не арестовывает ее, а в очередной раз играет, дает понять, что он на несколько шагов впереди и ничего нельзя с этим сделать. Он начинает издеваться над Шошанной так же, как издевался над ЛаПадитом, заказывая ей стакан молока, что, безусловно, отсылает нас к молочной ферме, где и была убита ее семья. К тому же, Ганс заказывает Шошанне штрудель, который в то время готовился на топленом жире вместо масла, т.е. он заказывает ей абсолютно не кошерное блюдо, которое, при иных обстоятельствах, Еврей бы не стал есть. Несмотря на эти намеки, Ланда не останавливается, и добавкой к штруделю заказывает сливки. Культура Евреев не позволяет им есть продукты животного происхождения вместе с молочными продуктами, более того, не каждый Еврей будет пить молоко, собранное не Евреем, что, конечно же, было известно полковнику.
В момент катарсиса, Ланда кидает уже знакомый нам тяжелый взгляд, готовый сорвать маску и арестовать сбежавшую Еврейку, но в последний момент отшучивается и отпускает Шошанну.
Шошанна буквально выскальзывает из его рук второй раз, но лишь потому, что он сам так захотел. На момент ужина, Ганс Ланда уже придумал план, в котором Шошанна будет его марионеткой, даже не подозревая этого.
Напомню, действие разворачивается в июне 44 года, а это значит, что совсем скоро Германии придется капитулировать, и Ганс Ланда прекрасно это понимал, а когда, если не сейчас можно воспользоваться моментом и перейти на сторону победителей. Поэтому ему было выгодно собрать всю нацистскую верхушку в одном месте, слить об этом информацию Шошанне и Ублюдкам и позволить кому-нибудь из них убить их всех.
Финал.
Тщательно все продумав, Ланда похищает главных Ублюдков и совершает с ними сделку. Конец войны зависит лишь от бездействия Полковника, но за свое бездействие он хочет получить все почести выигравшей стороны, как первоклассный шпион, внедренный в самое сердце Третьего Рейха.
Этот фильм - альтернативный сюжет известной нам истории, где конец войне положил один из самых жестоких немецких полковников. Фильм оставляет тебя с неким диссонансом внутри, ведь Ганс Ланда - жестокий тиран, но "главные герои" были не лучше. Ганс Ланда предал свою Родину, но его Родиной была нацистская Германия. Он плевал на любые морали, лишь бы извлечь максимальную выгоду, но делал это поистине гениальным образом.
И, конечно, такой расклад толкает на некого рода размышления о том, что такое добро, а что такое зло. Когда зритель смотрит как Ублюдки убивают нацистов, то думает, что это оправдано, также как нацисты, которые захлебываются в патриотичных чувствах от просмотра фильма "Гордость нации", в котором жестоко убивают Американцев.
Тарантино показывает, что насилие - есть насилие, а спекулировать на чувстве патриотизма неправильно, ведь тогда ты самонаправленно выбираешь какую-то сторону, а значит не сильно отличаешься от зрителей "Гордости нации".