Найти тему
Soundex.ru

Martin Logan Motion: напольники против полочников

Тема сравнения напольников и полочников поистине неисчерпаема и всегда будет поводом для горячих дискуссий. Масла в огонь подливает тот факт, что в любое, даже самое объективное на первый взгляд сравнение, неизбежно вмешивается целый ряд факторов, способных радикально изменить впечатление.

Сравнивать напольники и полочники Martin Logan в традиционном контексте ещё сложнее, ведь они имеют немало очевидных отличий, хоть и принадлежат к одной серии. Однако ответ на вечный вопрос «что выбрать?» мы всё же поищем, рассмотрев обе модели с сугубо практической точки зрения. Ведь самое главное — понять, какими достоинствами и недостатками обладает каждая модель и как можно этим воспользоваться.

-2

Серия Motion — единственная из трёх серий акустики Martin Logan, в которой не применяется электростатическая технология. При этом, именно данная серия включает в себя максимальное количество моделей и является наиболее доступной по цене. Одновременно с этим, производитель акцентирует внимание на том, что серия Motion по характеру, классу звучания и с идеологической точки зрения в целом является продолжательницей традиций больших электростатов. С этим сложно согласиться на 100%, поскольку Motion как минимум не работают в дипольном режиме, а значит, совсем иначе ведут себя в помещении. Однако, используя качественные излучатели и грамотно собранный кроссовер, вполне можно добиться высокой степени частотной и фазовой линейности (по крайней мере, в теории). И в этом случае, характер звука действительно может быть близок к электростатам.

-3

Все модели Motion сочетают в себе ленточный твитер и один или несколько динамиков с алюминиевым диффузором, работающих в средне-низкочастотном диапазоне. Фирменный твитер Folded Motion работает по принципу излучателя Хейла. Многократно сложенный ленточный диффузор из тонкого сверхлегкого материала с токопроводящей дорожкой находится в поле мощных постоянных магнитов и при прохождении сигнала работает как меха гармошки — то выдавливая воздух из складок, то втягивая его, создавая разряжение. Производительность такого излучателя в разы выше, чем у традиционного динамического или обычного ленточного твитера. При этом точность и качество его работы сопоставимы с планарными или электростатическими излучателями. В моделях серии Motion применяются два типа твитеров Folded Motion: традиционный и версия XT, оснащаемая более высокотехнологичным тонкопленочным диффузором увеличенной площади.

-4

Несмотря на то, что твитер привлекает больше внимания и кажется венцом инженерного мастерства, истинный шедевр — это все же СЧ/НЧ динамики. Всё дело в том, что излучатели Хейла — технология известная и хорошо отработанная несколькими компаниями. Она обеспечивает исключительную линейность фазовой и частотной характеристик с рекордно низкими искажениями, что называется, «по умолчанию». О СЧ/НЧ динамиках такого сказать нельзя: в мире Hi-Fi до сих пор нет единого мнения даже о том какие материалы и технологии обеспечивают гарантированно высокое качество их работы. Каждый производитель добивается линейности характеристик и снижает искажения своими собственными методами с разной степенью успешности, а дотянуть качество работы динамика даже до уровня самого скромного ленточного твитера — задача не из простых.

-5

Для изготовления диффузоров своих динамиков разработчики Martin Logan предпочли использовать алюминий — материал с выгодным соотношением массы и жесткости, дающий возможность излучателю работать в поршневом режиме даже под большой нагрузкой. Кроме того, любой металлический диффузор является хорошим естественным радиатором, отводящим тепло от звуковой катушки. Для того чтобы выжать из данной концепции максимум, разработчики Martin Logan применили достаточно упругие подвесы и центрирующие шайбы. Среднечастотные динамики имеют небольшой рабочий ход, и их диффузоры при нажатии практически не двигаются, а басовые динамики, хоть и имеют возможность работать с большой амплитудой, ощутимо сопротивляются движущему усилию. Фазоинверторы большого диаметра, которые можно наблюдать как у напольников, так и у полочников, помимо основной своей функции, обеспечивают малую степень демпфирования динамика. Таким образом, поведение диффузора с одной стороны хорошо контролируется элементами подвеса, а с другой стороны акустическое оформление минимально влияет на его свободу движения.

В новом поколении акустики, отмеченной индексом i, одна из ключевых доработок коснулась именно диффузора. В его центральной части был установлен новый пылезащитный колпачок, имеющий иную форму, обеспечившую заметное повышение жесткости всей конструкции. Кроме того, были усилены корзины динамиков. Усилия по повышению жесткости ключевых элементов СЧ/НЧ динамиков не прошли даром. Если сравнивать между собой модели прошлого поколения и Motion i, то звучание новой версии более детально и выразительно, оно лучше тонально сбалансировано, а напольники выдают более глубокий и сфокусированный бас. И всё это без каких-либо радикальных изменений конструкции!

-6

Помимо излучателей в арсенале инженеров Martin Logan есть и другие оригинальные решения, которые делают конструкцию их акустики уникальной. Один из главных секретов фирмы — кроссоверы Vojtko, созданные одним из ведущих разработчиков компании и названные в его честь. Строго говоря, Vojtko — это даже не технология, а концепция: набор принципов, позволяющий добиваться максимальной эффективности, практически философия. Рассчитывая схему, инженеры берут во внимание электрические характеристики излучателей и рассматривают их как составляющую частотного фильтра, все кроссоверы проверяются на практике, путём прослушивания акустики в условиях, приближенных к среднестатистической жилой комнате, а при сборке применяются исключительно высококачественные комплектующие. Всё это позволяет добиться незаметной сшивки полос по частоте и высокой степени фазолинейности, в результате чего негативный вклад пассивного кроссовера минимизируется, и он становится фактически прозрачным для полезного сигнала.

Ещё одна специфика конструкции касается напольников. Во всех моделях без исключения басовик устанавливается значительно ниже СЧ и ВЧ излучателей, а фазоинвертор и вовсе располагается максимально близко к полу. Таким образом удается обеспечить более эффективное распространение нижних частот в помещении и при этом решается проблема первого отражения от пола, которое способно значительно окрашивать бас.

Третья особенность конструкции не столь уникальна, но почему-то редко применяется производителями. Верхняя плоскость корпуса всех классических моделей Motion имеет заметный наклон. Этот нехитрый приём позволяет предотвратить возникновение в корпусе самой вредной с точки зрения влияния на звук вертикальной стоячей волны.

-7

Из достаточно обширного модельного ряда Motion для детального рассмотрения были выбраны две модели: старшие полочники 35XTi и младшие напольники 20i. Главным объединяющим фактором в данном случае является применимость обеих моделей в типовой гостиной средних размеров. Кроме того, подобный выбор нередко позволяет получить для тестирования колонки сопоставимой стоимости, но в этот раз проверенная стратегия не сработала. Напольники стоят практически в два раза дороже полочников. И это первый факт, который стоит взять на заметку, склоняясь к выбору того или иного форм-фактора. Второе радикальное отличие: твитеры. Индекс XT в обозначении полочной модели недвусмысленно говорит о том, что в ней установлен новый твитер большей площади и всецело более интересный с точки зрения качества звучания. Однако, при всех потенциальных плюсах большой твитер XT имеет свой заметный недостаток. У классического твитера, благодаря его квадратной форме и меньшему размеру, углы рассеивания звука в вертикальном и горизонтальном направлении составляют 80°, а у прямоугольного твитера ХТ, расположенного вертикально, рассеивание 80° обеспечивается только по горизонтали, а по вертикали угол составляет всего 30°, вследствие чего к высоте расположения полочников нужно будет подойти более ответственно. Эти факты мы тоже возьмём на заметку.

-8

Отличие в СЧ/НЧ секциях определяется не только количеством динамиков, но также их калибром и частотой раздела. У полочных 35XTi используется один динамик с диффузором 165 мм и частотой раздела 2200 Гц, а напольные 20i могут противопоставить ему пару 140-мм динамиков, озвучивающих диапазоны до 500 Гц и от 500 до 2600 Гц. Таким образом, нижний предел частот, воспроизводимых твитером, отличается не так уж и значительно. То же самое можно сказать о нижней границе в целом: 50 Гц — у полочников и 46 Гц — у напольников. Разница в чувствительности не особенно критична: 92 дБ — у полочников и 90 дБ — у напольников. В обоих случаях значение достаточно высоко, чтобы не возникло каких-либо серьезных ограничений при выборе усилителя.

Что касается эстетики, то обе модели смотрятся исключительно эффектно, за счет необычной геометрии корпуса с восходящей линией верхней крышки и неизменно черной матовой передней панели с оформлением динамиков в цвет и, конечно же, благодаря эффектной металлической планке с логотипом, остающейся на виду даже после установки грилей.

-9

Звучание обеих моделей имеет достаточно много общих черт, как и полагается ближайшим родственникам. Акустика Martin Logan Motion i отличается высокой детальностью, практически безупречной динамикой и ровным тональным балансом. Всё это складывается в точное и при этом живое, выразительное звучание. Музыка подается свободно, без какого-либо напряжения и дискомфорта. Выраженных ограничений по жанрам и форматам записей акустика не имеет. Можно слушать HiRes-записи, стриминг любого качества или винил. В любом музыкальном материале акустика подчеркивает в первую очередь живые эмоции и художественную составляющую, не лишая слушателя возможности услышать характерные признаки формата.

Отличия между напольниками Motion 20i и полочниками Motion 35XTi вполне оправдывают те ожидания, которые возникают при внимательном изучении конструкции. Напольники, оснащенные дополнительным басовым динамиком и имеющие существенно больший акустический объем, звучат более объемно, масштабно и основательно. На контрасте с полочниками их подача музыкального материала ощущается более тёмной. Полочники же имеют иное преимущество: твитер увеличенной площади, который делает верхние частоты более воздушными, прозрачными и артикулироваными, а середина получается более выразительной. Особенно хорошо полочникам удаётся передача вокальных партий и звучания гитары, так что если слушать исключительно Jheena Lodwick, Tommy Emmanuel или, скажем, произведения Телемана в камерном исполнении, то преимущество Motion 35XTi кажется просто разгромным. При прослушивании такой музыки возникает ощущение, что полочники принадлежат к более высокой ценовой категории. Однако, при переходе к музыке, требующей уверенной работы в басовом регистре, ситуация кардинально меняется. И не важно, идёт ли речь о танцевальной электронике или записях симфонического оркестра. Той основательности, которая была в звучании Motion 20i, у полочных Motion 35XTi не ощущается. Особенно интересная ситуация с басом проявляется на рок-музыке. В каких-то записях никакого дефицита баса нет, ритм-секция звучит плотно и убедительно. Но стоит сменить трек (иногда даже в пределах одного альбома), и восприятие музыки заметно меняется. Хочется подсесть поближе, подкрутить темброблок или перенести систему в комнату меньшего размера, чтобы вернуть прежнюю гармонию звука. Впрочем, куда более разумным будет добавить в систему один, а лучше два сабвуфера, и уж тогда полочники смогут конкурировать с напольниками в полной мере!

-10

Продолжая сравнение двух моделей в чистом виде, имеет смысл рассмотреть несколько конкретных примеров. Так, например, в мрачном и тяжелом опусе «As Long As You Are Mine» – Tiamat напольники лучше передали общую атмосферу мрачности, отлично воспроизведя объем и глубину сцены, стоящей на основательном басовом фундаменте. Полочники создали более светлую и прозрачную звуковую картину с большим количеством деталей, но без потери общей цельности композиции и ухода в аналитичность, хотя атмосфера была не такая давящая, как в случае с Motion 20i. А при прослушивании Depeche Mode – «Where’s the Revolution», разница была не столь существенна, хотя отличить колонки на слух не составляло труда: напольники лучше передали нижний бас, а полочники больше выделяли вокальный диапазон. Интересный контраст в звучании колонки продемонстрировали на композиции Nostalgia 77 – «Changes». Напольники прозвучали очень убедительно, продемонстрировав отличную ритмичность, четкое звучание контрабаса и выразительное, благородное звучание духовых. В такой ситуации полочники, изначально не способные полноценно воспроизвести контрабас, должны были спасовать и выступить не столь достойно. Однако результат получился обратным. Да, действительно, басовая линия оказалась отодвинута чуть дальше от слушателя, но она по-прежнему хорошо читалась, а звучание композиции в целом было более интересным, выразительным и музыкальным.

-11

Подводя итоги, нужно постараться собрать воедино всё, что удалось узнать о каждой модели. Напольники Motion 20i стоят дороже, уверенно воспроизводят весь диапазон частот, включая глубокий бас, лучше заполняют помещение звуком. Они являются более универсальными в использовании и позволят организовать качественную стереосистему буквально «из коробки». Полочники Motion 35XTi в два раза более доступны по цене, но при этом оснащены более солидным твитером и в ряде случаев могут превзойти напольники по детализации и выразительности звучания. Если речь идёт об озвучивании комнаты средних размеров, то для полноты восприятия музыки рекомендуется сабвуфер. И я полагаю, что в конфигурации 2.2 полочники Motion 35XTi способны превзойти напольники по всем параметрам. Однако, при этом придётся потратить на организацию системы даже больше, чем стоит пара Motion 20i, а затем еще нужно будет приложить усилия по правильной расстановке и настройке системы.

Что же всё-таки лучше? Напольники или полочники? Ответа по-прежнему нет. Но в отношении Martin Logan Motion некоторая ясность появилась.

Автор текста: Максим Наумов

Обсудить на форуме