Недавно спорил с одним представителем русской интеллигенции, который в конце-концов назвал оппонента тунгусом. Видно быть тунгусом это обидно.
Для человека, который изучает историю народов Евразии наоборот лестно такое сравнение.
Представители тунгуской семьи народов - эвенки помнят перепетии своей истории благодаря историческим преданиям.
Российские исследователи истории народов Сибири В.Я.Пропп, Е.М.Мелетинский, В.М.Жирмунский и другие ценили историзм фольклора эвенков, понимая под ним:
«всю совокупность реальной жизни народа в процессе ее развития во все эпохи его существования» - Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1986. – 368 с.
А другой исследователь К.Чистов признавая историзм фольклора писал:
В первом значении историзм фольклора являет собой историческую обусловленность «всех явлений, принадлежащих к области фольклора, их содержательное соотношение с историческими эпохами общенародного бытия, наличие во всех фольклорных текстах (с большей или меньшей отчетливостью) примет породившего их периода истории народа» - Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории / Наука, 1986. – 306 с.
Таким образом фольклор заменяет в какой-то мере отсутствие письменной исторической традиции.
Одной из первых кто использовал фольклор эвенков как научный источник исторических сведений была исследователь Г.Власилевич с ее "Историческим фольклором эвенков", изданным в 1966 году.
В случае эвенков большинство исторических преданий датируются 16-18 веками. То есть периодом исторического самоосознания эвенков как народа - Василевич Г.М. Отражение межродовых войн в фольклоре эвенков Вопросы языка и фольклора народностей Севера. – Якутск: ЯФ СО РАН СССР, 1972. – С. 143-160.
Предания охватывают конфликты из-за кровной мести, территориальные претензии, нужда и даже отказ сватам.
При этом предания четко показывают способы войны и мира, хозяйствования:
«Когда жил Пачаки и после него оленей здесь еще не было. Во время межродовых столкновений оленей еще не знали… Вначале оленными, вероятно, стали жившие на Оскобе. Прежде на Катонге жили ганальчи. Иногда они воевали между собой из-за оленей. Безоленные люди убивали [чужих] оленей [для еды]» - Исторический фольклор эвенков. Сказания и предания / Сост. Г.М. Василевич. – Л.: Наука, 1966. – 400 с.
Из исторических преданий также хорошо известны имена народных героев (сонингов-воинов) эвенков - Нурговуля, Ховоко и Урона. Это является важным так как позволяет отождествлять определенного героя с определенным родом, к которому он принадлежал.
Хорошо сохранились в народной памяти предания о приходе русских:
«С тех пор, как жил Пачаки, прошло две сотни лет. В то время началась русская казна. Перестал расти на Ангаре хлеб. Забрасывались (букв.: умирали) с каждым годом пашни. В то время эвенкам было очень трудно, они голодали… В то время появились купцы и начали торговать. Они стали продавать (букв.: давать) эвенкам много пороха. Эвенки стали забирать у них хлеб. Стали лучше питаться. Раньше ели рожь, тогда еще не было крупчатки» - Исторический фольклор эвенков. Сказания и предания / Сост. Г.М. Василевич. – Л.: Наука, 1966. – 400 с.
Отражен в преданиях и вопрос выплаты ясака русским.
По сведениям документальных исторических источников эвенки стали выплачивать ясак с начала XVII в., который в XVIII в. был заменен ежегодным денежным взносом с каждого охотника - монография А.Варламова «ЛЕТОПИСНАЯ» ИСТОРИЯ В ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДАНИЯХ ЭВЕНКОВ
Хорошо показаны в преданиях отношения с якутами и активная с ними метисация. Правда это уже не предания, а рассказы о происхождении членов какой-либо семьи:
«Мой отец Ойогир родился далеко отсюда, на одном притоке Вилюя. Он был эвенки. Мой отец кочевал вместе с Хологонами. Хологоны были оленными. Они были якутами, но жили как мы… Мирошко вышли из [рода] Чапогиров. Потэ – якуты, вышли из [рода] Бети» - Исторический фольклор эвенков. Сказания и предания / Сост. Г.М. Василевич. – Л.: Наука, 1966. – 400 с.
Таким образом констатирую, что предания эвенков отражают историческую память народа с 16 века. Несмотря на отсутствие письменности справились с проблемой летописания и выражения самосознания эвенков.