Тверь имеет большую и интересную историю, однако не все ее страницы хорошо знакомы тверитянам. Одну из них приоткрывает Сергей Юрьевич Панюхин – директор исследовательского краеведческого Центра «Землепроходцы», автор книги «Тверская флотилия Великой северной экспедиции», инициатор установки на набережной Волги памятника экспедиции Витуса Беринга.
Сергей Юрьевич – летчик-инженер морской авиации, служил на Камчатке, альпинист, инструктор-спасатель, путешественник (экспедиции от Северного до Южного полярного круга), единственный в России мастер спорта международного класса по ездовому спорту (гонки на собачьих упряжках), многократный чемпион России, призер международных соревнований, тренер высшей категории, организатор спортивных и историко-патриотических мероприятий.
- Сергей Юрьевич, от председателя Общественной палаты города Твери Вадима Рыбачука я узнал, что, возможно, в нашем городе появится новый памятник. За информацией он посоветовал обратиться к вам.
- Я действительно стал инициатором установки памятника участникам Великой Северной экспедиции и тверским корабелам на набережной у Речного вокзала. Но памятник – это лишь один из штрихов общего замысла.
Мне хочется открыть страничку истории города Твери, которая до сих пор мало кому знакома. О том, что Тверь стала неотъемлемой частью Великой Северной экспедиции Витуса Беринга 1733–1743 года нет информации в краеведческих музеях, в топонимике города это никак не отражено, об этом не упоминается в школьных краеведческих программах.
Поэтому не удивительно, что о грандиозном событии в истории города не знают не только школьники и студенты, но и преподаватели истории. А между тем, именно эта экспедиция создала современные северные и дальневосточные границы нашей страны, сделав ее великой в политическом и географическом смыслах. Достаточно сказать, что из 38 000 километров современных морских границ России участники экспедиции нанесли на карту 32 тысячи.
- А вы сами как узнали об этом?
- Кажется, что о маршруте экспедиции через Тверь я знал всегда, потому что с детства интересовался книгами о путешествиях и географических открытиях, мне нравилось изучать карты, я поражался мужеству и смелости землепроходцев, хотел быть на них похожим, как каждый мальчишка, мечтающий о далеких странствиях.
И еще, любой мальчишка однажды становится перед выбором: небо или море. Во всяком случае, в мои годы было именно так. Стать моряком или летчиком? В итоге я стал морским летчиком. Это как у Высоцкого, который пел о том, что главное «в детстве нужные книги читать». И я читал запоем книги о северных походах.
Лет в двенадцать мне в руки попались дневники лейтенанта Свена Вакселя, который был членом экспедиции Беринга. Так вот, в своих записках Ваксель очень четко и ясно упоминает Тверь: «Мы отправились в Тверь, чтобы собрать экспедицию». Обозы с оснащением и снаряжением для грандиозного похода шли из Санкт-Петербурга на Тверь, в Твери строились первые корабли.
Дневники запали в душу, и я стал искать следы экспедиции, упоминания о ней, документы и фотографии. Не только в архивах искал – выходил на катерах к местам событий, а еще на собачьих упряжках, увлекся альпинизмом.
После переезда с Камчатки в Тверскую область я был крайне удивлен, столкнувшись с тем, что факт отправки отсюда экспедиционных судов никому в Твери не известен. Мне такая «забывчивость» показалась несправедливой по отношению к участникам десятилетнего похода и к тверским корабелам, построившим для экспедиции первые речные суда.
Поэтому мы с женой создали некоммерческую организацию «Землепроходцы», которая занялась исследованием этой страницы в истории Тверского края.
У нас появились единомышленники в Общественной палате города Твери. С их помощью в этом году мне удалось издать книгу «Тверская флотилия Великой Северной экспедиции».
В книге впервые опубликован очень редкий документ, на который до сих пор не ссылался ни один историк. В документе легендарный капитан-командор говорит о том, что на кораблях, построенных в Твери, экспедиция выдвигается из города вниз по Волге 4 июня 1733 года. Я нашел этот документ в архиве древних актов в Москве. Подписан он самим Берингом.
- То есть все корабли экспедиции были построены в Твери?
- В Твери были построены первые речные корабли, которые доставили участников похода и груз к Уральским горам. Из семи кораблей, сделанных на тверских верфях, пять 4 июня 1733 года, выстроившись в кильватерный строй, отошли от места на берегу Волги, где мы сейчас с вами находимся.
- А вы не пытались найти потомков участников экспедиции или потомков кораблестроителей?
- На сегодняшний день не смог найти даже имен тверских кораблестроителей. Дело в том, что Тверской архив почти полностью сгорел при пожаре 1763 года. Но я буду пытаться найти что-то в архивах Москвы и Санкт-Петербурга. В Екатеринбурге мне удалось найти описание кораблей и упоминание об их размерах.
- А каким вы видите памятник? Уже есть какой-то проект?
- Есть замысел. Хотелось бы, чтобы центром композиции стал камень с Камчатки, с берега Тихого океана. Он будет символом, который свяжет наш город и далекий полуостров. Ведь Петропавловск-Камчатский основан благодаря экспедиции, отправившейся из Твери.
- Главный архитектор города уже высказал свое мнение по поводу памятника?
- Переговоры длятся более полугода. Сейчас мы проходим инстанцию департамента архитектуры. Хочу отметить, что взаимопонимание есть. Мы пришли к общей мысли, что памятник должен стать первым объектом внимания для прибывающих на причал туристов на речных теплоходах.
К сожалению, кроме информационного фанерного стенда для туристов там пока ничего нет. А если будет установлен памятник, то гости Твери и сами тверитяне узнают не только об экспедиции, но и о том, что когда-то в городе были мощнейшие судостроительные верфи, о том, что Тверь была крупным портовым и судостроительным городом, где жили и работали прекрасные корабелы. Так что памятник послужит восстановлению исторической справедливости!
Андрей ВАРТИКОВ, фото из архива Сергея ПАНЮХИНА