Старшеклассник Миша был парень целеустремлённый. Готовился поступать на физмат, но при этом любил стихи. И даже сам пробовал их писать. Но, получалось не очень, поэтому он их никому не показывал.
Ни на каком отдельном виде спорта он не остановился, но многие перепробовал и парень был крепкий. В школе его не обижали. Наоборот, сам он не один раз вступался за слабых, когда к тем цеплялась местная шпана. Иногда Мише доставалось. Не все понимали — зачем он лезет, но многие его после этого начинали уважать.
По отношению к девчонкам Миша был застенчив, особенно, если какая-нибудь начинала нравиться. Так было и с Ирой — отличницей и красавицей из их класса. Миша относился к ней по дружески и не мог показать, что чувствует к ней нечто большее.
Однажды в классе он случайно стал свидетелем похабного разговора об Ире двух одноклассников. Миша не сдержался и схватил одного за грудки.
— А ты бы хотел чтоб так кто-то говорил про твою сестру? Про мать? — парень растерялся от внезапного напора. Обычно никого, кроме учителей, не коробили такие разговоры. Да и многие учителя пытались не замечать. А этот чего?
— Пусти его, Миха! — вмешался второй, которого звали Борис, — ну втрескался в Иру, всё понятно. При тебе её обсуждать больше не будем.
И Борька со своим корешом, глумливо усмехаясь пошли из класса.
На самом деле, Боре тоже нравилась Ира. Но сам он считал, что с девушками нужно вести себя попроще и более цинично и результат тогда будет быстрее. Сам он, мажор, хорошо одевался и хвастался крутой тачкой, на которой уже гонял по вечерам, хоть права на вождение мог получить только через год.
Однажды он подкатил прямо к школе и предложил Ире подвезти её до дома, но она благоразумно отказалась. Однако и резко не отшила его. И потому Борис продолжал увиваться за ней, рассказывая одноклассникам, что он уже близок к её покорению.
Ире больше нравился Миша и, видя его застенчивость, она как-то сама попросила его проводить её после школы. Но по дороге их догнал Борис и нагло вклинившись в разговор, стал рассказывать Ире какую-то забавную, на его взгляд, историю.
Втроём дошли они до Ириного подъезда, постояли немного. Борис придержал закрывающуюся за Ирой железную дверь.
— Не поехала в лифте, — сказал он улыбаясь Мише, — слышишь, как каблучки цокают?
Он хотел добавить что-то ещё, но тут они услышали пронзительный Ирин крик. Миша оттолкнул Бориса и бросился по ступеням наверх. На полутёмной площадке с мусоропроводом шла борьба, но криков больше не было слышно, вероятно один из нападавших зажал Ире рот.
Миша дёрнул одного так сильно, что тот скатился с лестницы и ударился о стену. Второй взвыл от боли, отдернув руку от Ириного лица. Миша кинулся на него и со всей силы приложил ему в челюсть. Они сцепились. Но второй нападавший быстро пришёл в себя и, увидев, что, не смотря на шум, никто из квартир не выходит, достал нож.
Всё случилось быстро. Миша вдруг почувствовал резкую боль в груди и упал. Боря так и не пришёл на помощь. Более того, его и у подъезда не было. Нападавшие сбежали. Ира вызвала скорую.
Мишу осмотрел дежурный хирург и заподозрил ранение сердца. Но, увидев, что Миша приходит в себя, решил отложить операцию.
Миша поправился и без операции. Целый месяц он пролежал в больнице. Ира несколько раз приходила его навещать. А когда он вернулся в школу, она бросилась к нему и обняла, не стесняясь одноклассников.
Подошёл и Борис, который ни разу не появился в больнице, и стал что-то рассказывать про то, что он не понял, что произошло в подъезде, что он подумал, что это розыгрыш и не стал в нём участвовать. А если бы он знал, то он, конечно...
Миша не стал его слушать, прошёл и сел за парту рядом с Ирой.
На этом счастливом моменте можно было и закончить эту историю. Но в жизни часто всё не так просто. В течении года у Миши развилась тяжёлая сердечная недостаточность. Ему всё трудней было бегать, подниматься по лестнице. Ранение сердца всё-таки было. И оно не прошло бесследно...
На самом деле, эти события произошли в начале 50-х годов прошлого века, почти 70 лет назад. И описаны они в книге «Человек среди людей» Фёдора Григорьевича Углова — величайшего советского хирурга.
Я постарался немного осовременить историю и заинтриговать вас этой книгой, которую мне осенью подарил друг.
Фёдор Григорьевич приходил домой после тяжёлого, но плодотворного рабочего дня в клинике и записывал удивительные и простые истории своих пациентов, чтобы впоследствии составить из них не одну книгу.
Мише Скоробогатову повезло оказаться в клинике Фёдора Углова. Конечно и любой другой хирург постарался бы помочь Мише и сделать всё от него зависящее. Но Углов, узнав из разговора с Мишей обо всех обстоятельствах возникновения болезни (а он всегда старался так делать), решился на новый вид операции, к которому он давно и долго готовился.
Этот новый способ, предложенный Угловым, позволял пациенту до конца выздороветь и не опасаться в дальнейшем за своё сердце. Операция прошла успешно и позже была введена в практику по всему миру.
Миша полностью поправился. Они с Ирой поженились и родили детей. Фёдор Григорьевич долгое время поддерживал с ними связь, как и со многими своими пациентами...
Я только недавно прочитал эту книгу и теперь хочу обязательно дать прочитать её своим друзьям, потому, что считаю, что она будет полезна для любого человека. Человека среди людей.
Читать книгу: онлайн
Скачать: Человек среди людей.fb2
Ещё по теме: Воспоминания хирурга о блокаде Ленинграда
В Елену нельзя не влюбиться (про девушку с картинки)