Всем привет!
Все началось с комментария читателя под одной из моих статей. Считаю необходимым привести его полностью, так как это весьма распространенное мнение:
"Всё же стоит признать, что ментальные инвалиды не имеют никакого значения. Вот зачем они нужны? Их ничему толковому не обучишь, они сами жить неспособны. Вот умрут родители таких "овощей", и что дальше - передавать их как эстафету родственникам? А пенсии таким детям за какие заслуги? Они никакой пользы не приносят. Физические инвалиды хоть что-то делают, а ментальные... это плевок в пустоту."
Как мама "особенной" дочери, я понимаю, какие чувства и эмоции вызывают такие негативные высказывания. Но, если в ответ на это запираться в своем мирке и пытаться в себе пережить все негативное отношение общества, значит, подпитывать и растить его, и подставлять себя и своих детей под все новые удары негатива.
И я очень рада, что среди моих читателей есть смелые и неравнодушные люди! В Одноклассниках скрин этого комментария и моего ответа на него увидела Олеся, работающая с "особыми" детьми. С ее разрешения я привожу ее комментарий полностью:
"Как хорошо, что я увидела эту фотографию и диалог в комментариях. Так как я сама работаю с особенными детками, то структуру сопровождения знаю на практике.
Не обучаемого ребенка не существует - это даже прописано в законе РФ. Обучить ребенка необходимым для жизни и работы навыкам можно. И особенные детки далеко не овощи. Это я комментирую то, что написано Merlyn Emerald.
А дальше уже совет мамочкам особенных детей, когда они ещё маленькие (до 18 лет, хотя, например, в Чувашии в школах-интернатах и 29 летние есть с УО, у которых прописаны специалисты сопровождения):
Родители, опекуны "Бейте в барабаны"!!! (образно говоря) Если хотите что-то получить от государства, а именно человека, который сопроводит ребенка по образовательной программе и поможет обучиться необходимым для жизни навыкам с самого раннего возраста. Чтобы государство дало этого специалиста сопровождения - тьютора (педагогический работник, зарплату которому платят детские сады, школы, техникумы, училища и др. образовательные учреждения) нужно пройти ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию). Именно ПМПК прописывает нужен ребенку тьютор или ассистент. Потом с заключением комиссии нужно пойти в образовательное учреждение. Вот они и должны дальше ломать голову как обучить ребенка.
Потому что у нас в России, согласно ФЗ, должны быть Образовательные Учреждения с ИНКЛЮЗИЕЙ - это то есть принимать любого ребенка на учёбу и предоставлять ему условия для образования.
В тьюторском сообществе сейчас создается брошюрка для родителей особенных детей, где будет прописаны права и обязанности, чтобы образовательные учреждения не отмахивались от деток.
Когда брошюра появится в открытом доступе, то я её обязательно размещу в одноклассниках."
Так как моей "особенной" дочери уже 21 год, то вопрос образования как-то уже был не слишком актуален для нас. В 8 лет на ПМПК был поставлен статус "необучаемый" и развитием ребенка с тех пор занималась я. Но слова Олеси вызвали у меня живейший интерес, и для себя, и постольку поскольку часто бывая на форумах родителей детей-инвалидов, я видела, что в общей массе они ничего не знают о возможностях, о которых пишет Олеся.
Я решила начать изучать данный вопрос. И хочу познакомить читателей с очень интересным документом - разъяснением об обучении детей с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, которое Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Центр защиты прав и интересов детей", относящееся к Министерству просвещения РФ, направило в июне 2019 года руководителям региональных ПМПК. Документ взят из открытого источника по ссылке - https://pmpkrf.ru/wp-content/uploads/2019/07/94.pdf
Другие, не менее интересные материалы, касающиеся данного вопроса, можно также почитать по ссылкам:
С Олесей мы познакомились и мне хотелось бы в ближайшем будущем вместе с ней подготовить отдельную статью о тьюторах.
Надеюсь, узнав об этом документе, в преддверии нового учебного года чуть больше родителей детей с ментальными нарушениями будут знать о своих правах в общении с представителями ПМПК. И понятие "необучаемый" во всех его вариантах, очень удобное для маскировки нежелания части общества признавать права и возможности ментальных инвалидов, со временем потеряет свою силу.
Подписывайтесь на канал и верьте и стремитесь к лучшему! Всегда Вам рада!