Найти тему
nearmusic

Сведение на миллион за сто

...Эпиграф: Данная заметка является посланием самому себе (себе полутора годовалой давности)

Всем привет. Я начинающий звукорежиссер, и я свожу треки в наушниках за 100 рублей...

Услышать такое, "в наше время", это нормально, но нормально ли так делать?

В этой заметке хотелось бы порассуждать о данной теме с точки зрения начинающего звукорежиссёра.

Ещё пару дней назад, в защиту использования дешёвой системы прослушивания при сведении, я бы сказал такое:

  • Просто нужно сравнивать обработку своего трека с обработкой ¹референс трека

Мол, взяв трек, который был сведен в профессиональной студии, на профессиональном оборудовании, и сравнивая его со своим, при этом использую очень дешевые наушники можно привести свой к такому же крутому звучанию.

И да, звучит вроде бы вполне логично, и для меня это было логичным, пока я не купил наушники за 100 рублей.

Попользовавшись ими пару дней (слушая музыку), я понял, что они, просто напросто, не воспроизводят многие частоты, даже в хорошо сведенном и отмастеренном треке (референс треке), не говоря уже о собственном творении. В моем случае я не слышал нижние частоты, а как мы знаем, без хорошо звучащего низа мы не получим хорошо звучащий трек.

Немного подумав как решить эту проблему ("неслышание" низа), можно попытаться использовать дополнительные обогощатели звука (сатураторы), и постараться обогатить низ референс трека (или другую недостающую части спектра), при этом использовать те же самые настройки (обогощателя) на собственном треке.

Тем самым, можно предположить, что мы начнем слышать низ. Но, к сожалению, если аппаратура не имеет возможности воспроизводить низ, то она не будет воспроизводить его в любом случае.

И даже если у дешёвых наушников получится "уловить" до этого не "уловимые" частоты, то мы получим разбалансированное звучание трека, так как обогатитель звука будет действовать по разному на разных звуках (инструментах трека). И это будет настолько хаотично, что говорить о какой-либо точности (при сравнении обработок референс трека и своего) можно забыть.

Ещё один выкрик в защиту:

Но можно же купить несколько дешёвых колоночек и наушников (вписавшись в небольшой бюджет). И уже имея систему из "щит" контроля, пытаться "вытягивать" звучание треков, опять же, используя референс треки.

Но такая система снова разобьётся о первый довод, касающийся невозможности воспроизведения определенных частот, а не слыша их будет проблематично сделать правильную обработку, имея даже сотни разно (но плохо) звучащих колоночек.

Итог

Как писалось в начале, это послание самому себе в прошлое. Надеюсь, что параллельные реальности существуют, и данная заметка, менуя все невиданные нам законы, попадет параллельному я из прошлого, и параллельный я в настоящем, обережется от таких размышлений...

-2

P.S. Для сведения лучше использовать более дорогую систему прослушивания, при этом полагаться на ²АЧХ оборудование. А если у оборудования не имеется (в описании) АЧХ характеристики, то необходимо задуматься, и спросить себя, а на столько ли полезен этот прибор для решения моих задач …

-3

¹Референс трек - любая композиция (в идеале сведенная отлично), к звучанию которой необходимо подвести обрабатываемый трек.

²АЧХ (Амплиту́дно-часто́тная характери́стика англ. frequency response) наушников - это зависимость уровня звукового давления от частоты воспроизводимого гармонического сигнала на выходе наушников.