Вместо предисловия
Данный текст является второй, немного переоформленной редакцией этой статьи, потому как возникла нужда как поправить некоторые несоответствующие правилам Яндекс.Дзена моменты, так и где-то перефразировать какие-то моменты вкупе с добавлением ссылок на YouTube с аудиозаписями. Основная же информация статьи от начала и до конца осталась нетронутой. Первую редакцию можно прочитать в паблике ВК, ссылка находится в "шапке" канала. Она частично содержит пересказ англоязычных статей на тему т.н. «революционного искусства» красных кхмеров, а, если быть точным, музыкальной его составляющей. Этой статьёй я ни в коем случае не пропагандирую политические точки зрения как об истории Кампучии, так и всеобщей. Я ни коим образом не поддерживаю движение "красных кхмеров". При нахождении неточностей, просьба сообщить мне. Приятного чтения!
Исторический экскурс, дабы понять масштаб
В Юго-Восточной Европе есть небольшая страна под названием «Камбоджа», которая имеет богатую, почти 2000-летнюю историю. Опуская первые около 19 с половиной веков, остановимся на том, что в 1950-х годах земли Юго-Восточной Азии перестали быть колониями Франции спустя почти столетие. После объявления независимости, Камбоджа стала королевством, а трон до 1970 года занимал Нородом Сианук. При этом, король заявлял о своих левых политических взглядах.
И тут в 1967 году начинается Вьетнамская война. В то время Камбоджа была нейтральным государством - ни к социалистическому, ни к капиталистическому лагерю она не принадлежала, так что, в-общем-то, в войне она могла и не принять участие. К тому же президент США, Линдон Джонсон, запретил проводить какие-либо действия на территории Камбоджи (правило не распространялось на Северный Вьетнам и вьетконговцев). Однако, симпатизирующий политике левого толка и, как следствие, Китаю, Сианук начал помогать последним с доставкой военных материалов, что нарушало нейтралитет страны. Да и вьетнамцы начали создавать нейтральные базы на территории Камбоджи. Тут на сцену и выходит маоистская Коммунистическая партия Камбоджи с Пол Потом, Нуон Чеа и Сон Сеном во главе, взявшая курс на борьбу с Сиануком и имевшая также националистический толк: вьетнамцев они «как-то не очень»...
В 1970-ом американские силы свергают короля и провозглашают марионеточную Кхмерскую Республику с Лон Нолом в её главе. Члены компартии разозлились на «проклятых американцев» и начали активнее партизанить в лесу, пока наконец не заняли столицу Камбоджи, Пномпень, 17 апреля 1975 года. Это движение, называемое «красными кхмерами», поддерживалось населением из-за того, что ещё со времен позднего правления Сианука леса подвергались бомбардировкам. Режим Лон Нола же не только продолжил бомбить территорию, но ещё был довольно коррупционным, что также подбавляло масло в огонь. А когда «красные кхмеры» вошли в столицу, так некоторые жители обрадовались и надеялись в духе "всё, сейчас заживём". Но, после этого начался, ни много, ни мало, тотальный трэш.
Всех, кто проживал в городах, за 72 часа эвакуировали на рисовые плантации. И когда я говорю «всех», это означает вообще всё городское население. Да и, к тому же, вообще поделили население на обычных граждан, до прихода новой власти бывших крестьянами, горожан и жителей оккупированных американскими и лонноловскими силами, которых надо перевоспитывать, и тех, кого надо просто убить либо сделать так, чтобы они заработались до смерти. К последним относились представители духовенства, вьетнамцы и даже интеллигенция. Дошло до абсурда: тех, кто носил очки, записывали в ряды ненавистной им интеллигенции, а там уже, думаю, сами поняли, что делали с ними.
Существует много противоречивой информации о том, что происходило в следующие 3.5 года, но многие источники сходятся в выводах: денежная система была отменена, за 18-часовой рабочий день на плантациях простым кхмерам платили чашкой риса в день, образование было только для партийной элиты, не соблюдались многие права человека, в том числе и право на жизнь, был введён местный «новояз», в котором человек обозначался всего лишь как «единица», а брак заключался только между одобренными парами (при этом тех, кто будет вступать в брак, выбирала администрация). С искусством также стало очень туго, а с музыкой - и подавно
Собственно, теперь о музыке
Во времена Сианука и Лон Нола, в страну проник рок-н-ролл. Энергичная, с азиатскими оттенками эстрадная музыка, называемая «камбоджийский рок», была уникальна в своём роде. Стоит упомянуть такие имена, как Пан Рон, Рос Сересотейя, Синн Сисамут (кстати говоря, его исполнение классики рока 60-х «The House of Rising Sun» считается одним из лучших, записанных когда-либо), Лив Тек и другие имена, которые удалось сохранить после событий 1975-1979. Существует множество сборников камбоджийского рока, вышел в 2015-ом году даже фильм «Не думай, что я забыл» (Don’t Think I’ve Forgotten), посвященный этому потерянному пласту музыки. Но, к сожалению, эта статья - не про это поистине самобытное явление...
С приходом «красных кхмеров» многие музыканты как члены интеллигенции были попросту убиты. Лишь немногим удавалось выжить после чисток, скрывая своё прошлое. Пол Поту и остальным представителям новой власти нужно было «революционное искусство», которое должно было пропагандировать в духе «слыш работать». Тех музыкантов, кто исполнял до прихода «красных кхмеров» только народную традиционную музыку, заставили исполнять новые песни, восхваляющие Ангку и Кампучию. Таким образом, было записано некое множество песен (в Центре документации Камбоджи можно послушать около 150, у них на сайте всё это есть), под которые крестьяне работали на рисовых полях. Музыкальная составляющая стала простой и игралась на народных кхмерских инструментах. Тексты песен, мягко говоря, контрастировали с происходящим на самом деле. Вот, смотрите, возьмём для начала гимн Демократической Кампучии (страна при Пол Поте называлась именно так) - «Славное 17 апреля». Приведу часть перевода на русский
Мы объединяем народ,
Чтобы построить Кампучию с новым и лучшим обществом,
Демократическим, равноправным и справедливым.
Мы следуем путём по твёрдой основе независимости.
Текст песни "Славное 17 апреля"
Представьте себе такую картину: играет во время рабочего дня эта песня, а под неё, например, мотыгой в голову (патроны после некоторого времени стали экономить) убивают крестьянина, который вдруг, видите ли, устал. Без примеров этого «революционного творчества» я вас не стану оставлять, поэтому держите:
"Славное 17 апреля" - гимн Демократической Кампучии
Ах, да, существует также инструментальная версия этого гимна и тут, пожалуйста, ПРИГОТОВЬТЕСЬ - она слишком нагнетающая и вообще может кому-то показаться даже страшной:
Пока у вас в голове возникают определённые мысли на этот счёт, смешанные с когнитивным диссонансом, я продолжу рассказ.
Отличительные черты «революционного исскуства
Часовой сборник песен времён "красных кхмеров"
Как вы уже можете слышать по записям, музыка действительно довольно проста по своей структуре и даже кажется немного умиротворённой. Играется она на народных инструментах, таких как ронеат (местный аналог ксилофона), тахе (коробочная цитра), тро (что-то наподобие скрипки, в азиатской музыке часто можно услышать его звук), чинг (две маленькие тарелочки, друг об дружку ударяемые пальцами), тхаун-руманея (пара барабанов) и других. Музыка, естественно, в кхмерском народном стиле, дабы кхмеры знали, кто они по национальности.
При этом поверх этой умиротворённости поются порой такие строки, что читая их перевод... Пожалуй, выводы сами сделаете:
Когда ты умер, друг, ты все еще был голым, грудь и живот разорваны, печень и селезенка исчезли,
Когда ты умер, друг, ты напомнил мне, что ненавистный враг поглотил Камбоджу.
Это реальная цитата из детской песни
Есть, конечно, тексты и на более мирные темы, написанные специально для свадьбы, работы на полях, иными словами, про обычную сельскую жизнь:
Женщины-крестьяне в нашей коммуне прилагают все усилия, чтобы пересадить молодые саженцы риса
Они счастливо смеются и поют песни вместе. Их окружение выглядит так мирно и красиво
Также, как вы можете слышать, качество записи - очень плохое. Дело в том, что все песни сохранились только в виде записей с радио. Да и есть сомнения, что они изначально были в хорошем качестве. Так или иначе, аналоговый шум, склейки из разных фрагментов, плавание скорости и даже внезапные обрывы в конце добавляют общей картине более мрачных красок.
ром Сепалак - труппа исполнительных искусств «красных кхмеров», фото сделано на фоне храма (фото из архива Центра документации Камбоджи)
Что об этом периоде (естественно, с содроганием от самого факта) говорят очевидцы?
Думаю, не стоит говорить, насколько больно слушать «революционные песни» тем, кто прожил в сознательном возрасте в полпотовском режиме. Три с половиной года они работали до изнеможения. Им угрожали смертью набранные руководством в местные патрули подростки, у которых внутри так и бурлила агрессия, тем более, тех, кому уже не второй десяток, власти обещали либо перевоспитать соответствующими методами, либо и вовсе казнить. Народ голодал, «особо удачливые» и вовсе томились в тюрьмах, потому что было достаточно всего одного анонимного запроса.
Кто-то вспоминает что-то про «песни с красивой музыкой и поэтической лирикой», а кто-то говорит, что это была «самая мерзкая музыка, что им доводилось слышать»
Самописные пиратские диски с песнями «красных кхмеров» до сих пор можно найти в Камбодже. Один радиоведущий даже как-то пустил эти песни в эфир, чисто в качестве образца. Очевидно, его засыпали гневными письмами и звонками. Кто-то из звонивших так прямо и сказал: «Вы причинили мне боль»…
P.S.
Повторюсь, что до сих пор достоверно неизвестны истинные масштабы происходившего в Кампучии с 1975 по 1979 годы. Однако, несомненно, кхмеры, заставшие правление Пол Пота, испытывают целый спектр негативных чувств, хотя и находятся люди, у которых есть ностальгия по тем временам.
Тема не из лёгких, это было очевидно с первых слов, однако те, кому это нужно, теперь могут прочитать, наверное, первый русскоязычный краткий экскурс по песням эпохи «красных кхмеров» — одного из наиболее противоречивых массивов музыки. Если ошибаюсь насчёт «первого русскоязычного краткого экскурса» — прошу меня простить, поскольку на русском языке я так и не нашёл ничего, возможно, плохо искал. Быть может, я упустил что-то важное, однако, всё-таки, я постарался учесть многое
Источники (англоязычные):
· https://english.cambodiadaily.com/lifestyle/fields-fresh-blood-the-songs-of-angkar-115412/