—> Чашка разбилась и больше никогда не будет целой. Реки слез.
—> Мы не будем покупать эту куклу. Яростный и очень громкий гнев.
—> Тот мальчик не хочет делиться своей игрушкой. Гнев, агрессия.
Первая реакция: утешить, обнять, купить новую чашку, все таки купить ту куклу, хотя некрасивая и неадекватно дорогая, отвлечь от жадного мальчика, вручить игрушку получше. Громкий безутешный плач, гнев и агрессия проявляемая в адрес других детей — большой стресс для матери.
Верная стратегия в таких ситуациях: сочувствовать, назвать чувство, вместе погрустить, принять потерю.
Разбилась чашка. Слезы.
Сочувствуйте, точно описав причину переживаний:
— Ты очень расстроена, что твоя любимая чашка разбилась.
Назовите чувство:
— Тебе очень грустно, что больше нет твоей чашки
Покажите, что вы тоже испытываете такие чувства и это нормально:
— Да, это так грустно, когда ломается любимая вещь. Помнишь, как я расстроилась, когда сломались мои очки?
Помогите принять потерю:
— К сожалению вещи ломаются, особенно, когда это такая хрупкая чашка.
Покажите, как вы можете помочь:
— Давай мы с тобой сходим в магазин и выберем тебе новую чашку. Что скажешь?
В результате применения такого метода ваш ребенок:
— ощущает, что вы его принимаете в любом состоянии, чувствует, что не смотря на эмоциональный дискомфорт с ним все в порядке
— осознает, что испытывать разные чувства — нормально
— постепенно привыкает жить аутентично: принимать жизнь такой, какая она есть — с потерями, разочарованиями, сложными обстоятельствами, но так же и с радостями, удачами и поддержкой близких людей
Когда ребенок чувствует, что его чувства и его самого принимают и понимают в любой ситуации, то он быстрее успокаивается. Важно также учиться принимать потери, ведь в жизни потерь не избежать, малых и больших. Также важно дать осознать ребенку, что вы не всесильны. Вы не сможете сделать чашку целой, остановить дождь, заставить всех людей быть вежливыми. Зато вы можете научить ребенка справляться с неприятными обстоятельствами: посмотреть прогноз погоды и взять зонт, бережнее относиться к хрупким вещам, научить отстаивать свои границы в общении с токсичным человеком.
Отказ покупать игрушку.
Ребенок требует купить ему конкретную игрушку. Вы считаете, что игрушка слишком дорогая, бесполезная, что у него уже есть подобные игрушки лучшего качества. Ребенок в гневе. Громко кричит, плачет, топает ногами, отказывается уходить без покупки.
Важно: когда ребенок находится в сильном эмоциональном возбуждении практически невозможно достучаться до логической составляющей его разума. Поэтому правильные и логичные рассуждения о нецелесообразности покупки не смогут его утешить и успокоить, поэтому в этой ситуации оперируйте чувствами, а не логикой.
Назовите чувство:
— ты очень разозлился от того, что у тебя нет этой игрушки.
Покажите, что испытывать такие чувства нормально:
— Очень раздражает, когда чего-то очень хочешь, но не получаешь. Я бы тоже разозлилась на твоем месте.
Сочувствуйте на уровне чувств, а не слов: обнимите ребенка, покажите, что вы не злитесь на него за то, что он устроил скандал в магазине. (Это, кстати, довольно сложно, потому что нужно умудриться сохранить спокойствие)
— Очень неприятно, да?
Покажите, как вы можете помочь:
— Я понимаю, что ты злишься. Давай, когда придем домой поиграем в твою железную дорогу вместе.
Ваше спокойное выражение лица, объятья, принятие ребенка в сложном эмоциональном состоянии поможет ему быстрее успокоиться. У него сложится правильное понимание того, что испытывать злость — нормально и что в таких ситуациях есть выход.
#воспитаниедетей #кризис2лет #злойребенок #злость #детскаяпсихология #психологиядлямам #умнаямама