Формула идеального лица определяется золотым сечением
Светлана Викторовна Суровых - кандидат медицинских наук, пластический хирург, челюстно-лицевой хирург, косметолог, доцент кафедры пластической и челюстно-лицевой хирургии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Министерства здравоохранения РФ.
Вот сейчас, не задумываясь, сформулируйте ответ - что такое красота? Сложно, правда ? Красота – это категория, обозначающая совершенство, гармонию, нечто прекрасное. Вот так, наверное. Только как понять, что есть прекрасное и как измеряется красота?
Код красоты вычислил Пифагор - 1: 1.618. Именно он первым обнаружил, что растения и животные существуют согласно точным математическим законам, а все прекрасное в природе подчиняется закону «золотого сечения» - пропорции, которая определяется так: "меньшая часть относится к большей, как большая ко всему целому".
Сегодня у нас интереснейшая беседа, не переключайтесь. Поговорим об идеальной внешности со Светланой Викторовной Суровых - пластическим хирургом, которая создает «божественную гармонию», так неслучайно называют золотое сечение, с помощью скальпеля.
- Светлана Викторовна, пластическая хирургия, получается, еще и истинная самоотдача врача: отшлифовать алмаз, создав бриллиант.
- Результат пластической операции – это всегда авторская работа хирурга, работа человека, не робота. Если хирург талантлив и имеет хорошее образование, получается отличный эстетический результат.
- А как понять, талантлив пластический хирург или нет?
- Пластическая хирургия - это не только медицинская специальность, но еще и эстетика. Эстетика - понятие о красоте, золотом сечении, и если хирург опирается на этот незыблемый базис в работе с пациентом, а не на его прихоть, в этом и есть и проявление таланта, и врачебной этики.
Я очень люблю свою работу. У меня есть базовое художественное образование. После школы я колебалась, выбирая между медициной и профессией художника. Предпочтение все-таки отдала медицине, ну а пластическая хирургия - это своего рода искусство. К слову, Станиславский никогда не разделял законы искусства с законами природы. О канонах красоты можно бесконечно спорить и искать истину. Лично для меня она очевидна и определяется именно золотым сечением.
Если говорить об идеальном лице через призму золотого сечения, получается, что высота лица, деленная на ширину лица, равна 1.618. Ширина рта, деленная на ширину носа, равна 1.618 и расстояние между зрачками , деленное на расстояние между бровями, тоже равно 1.618.
Уровень пластического хирурга определяется профессиональной школой прежде всего, опытом и временем. Кто бы что ни говорил, а молодой, начинающий хирург безупречно выполнить эстетическую операцию вряд ли сможет. Работа рук хирурга - это навык, который приобретается со временем. Американский хирург Моше Шайн в своей книге "Здравый смысл в неотложной абдоминальной хирургии" тонко замечает , что если у хирурга дрожат руки, то это можно пережить, но если дрожат мозги, то это катастрофа. В неотложной и абдоминальной хирургии, заметьте. Пластическая хирургия- ювелирное мастерство, и дрожание рук хирурга не ее удел. До твердой руки и твердого сознания, вернее понимания, что для пациента будет лучше, в пластической хирургии путь не малый.
- Вы этот путь преодолели и теперь сами являетесь наставником, ментором для начинающих специалистов. Чему Вы их учите?
-Вот всему этому и учу- и хирургическому навыку, и умению понимать гармонию, и тонко чувствовать, что необходимо пациенту.
-А что пациенту необходимо? С какими запросами чаще всего к Вам обращаются?
-Очень много молодых пациентов, которые обращаются с эстетическими запросами - изменить форму носа , груди, скорректировать фигуру после родов и сделать ее более пропорциональной. А возрастные пациенты хотят выглядеть свежо и молодо, кардинально менять свой образ они не хотят, потому что с годами к нему привыкли и психологически его принимают.
-Вот пришел пациент и просит сделать ему греческий профиль, а Вы понимаете, что ну никак это не укладывается в гармоничный образ. В этом случае мнение врача или пациента имеет первостепенное значение?
-Такие запросы в своем большинстве зависят от настроения человека. Сегодня хочу греческий профиль, а завтра курносый нос. На поводу таких желаний я не иду, потому что часто это проблема внутреннего дисбаланса, когда человек пытается какие-то жизненные неурядицы компенсировать изменением внешности. Такие метаморфозы не приносят удовлетворения, психологические проблемы не решаются за счет пластики, а еще это вопрос врачебной этики. Квалифицированный врач скорее откажет такому пациенту в операции. Другое дело , когда человек не может внятно сформулировать, чего именно он хочет от своей внешности. И тогда вместе с пациентом я обсуждаю, какого эстетического результата можно добиться при его исходных данных. И высокая планка в этом, если для окружающих не очевидно, что человек прооперирован. Когда образ получается естественным, гармоничным, как будто его создала сама природа в самом лучшем его воплощении. Вот я за такое преображение.
Инга ВИЛЬНЯКОВСКАЯ