Сразу отмечу, что я не биолог, однако активно посещаю леса и сельскую местность среднего Поволжья, вследствие чего вопрос ядовитых соседей по планете для меня очень важен. Каждое лето я мониторю СМИ на наличие новостей о покусанных жителях своего и соседних регионов. В этом году тревожные новости пришли аж из Ярославской области, куда добрались степные пришельцы - это и побудило меня набросать эту статью.
Известно, что все пауки ядовиты, однако опасность для человека представляют виды и особи способные прокусить кожу. Ещё каких-то десять лет назад в средней полосе России под такие критерии попадали лишь взрослые особи хорошо нам известного красавца паука-крестовика. Но из-за потепления климата ситуация существенно изменилась и компанию крестовику в среднем и верхнем Поволжье теперь составляют ещё три вида:
- Аргиоппа Брюниха ( Argiope bruennichi, также известен как паук-оса)
- Южнорусский тарантул ( Lycosa singoriensis, а в народе мизгирь)
- Желтосумный колющий паук ( Cheiracanthium punctorium, или просто жёлтый сак)
Аргиоппа Брюнниха (длина тела без учёта лапок до 1,5 см), несомненно, наименее опасна из переползших к нам видов. В сети можно найти как убеждённых противников вероятности того, что паук-оса может укусить человека, так и десятки заявлений об обратном. Так или иначе, как и в ситуации с местным пауком-крестовиком, угрожать человеку могут только крупные особи, способные прокусить кожу. Нужно сказать, что эти крупные особи - невероятно красивы, в чём к счастью или сожалению мы теперь можем убедиться. По моим наблюдениям, этот паук живёт в местности похожей на степную: с высокой травой, где заброшенные поля переходят в болота.
Южнорусский тарантул (длина тела без учёта лапок до 3 см) всё чаще мелькает на страницах местечковых газет, хотя он довольно давно был известен в местностях близких к степи. На северную миграцию, помимо глобального потепления, снизившего уровень промерзания почвы (пауки роют норы глубиной 30-40 см) повлияло забрасывание полей. В течение нескольких лет после развала Союза, когда общество осознало нерентабельность возделывания почвы в наших широтах - ненужные людям участки освоили эти волосатые создания. Считается, что укус мизгиря по болезненности сопоставим с шершнем, при этом сам яд не очень токсичен, поэтому я не ставлю степного гиганта во главу списка.
Поводом для написания статьи, как уже было сказано выше, стало появление в Ярославской области жёлтого сака. Этот паук всегда считался экзотичным для России. Даже его укусы на Дону и Кубани считались редкостью: в сети можно найти телевизионные сюжеты местных каналов о таких случаях. Но пару лет назад паука регулярно стали встречать в Башкирии, куда он, очевидно, переполз из Казахстана, и вот, в июле 2020 - Ярославль - верхняя Волга.
Желтосумный колющий паук или жёлтый сак (длина без учёта лапок до 1,5 см) обладает мощными хелицерами или, сказать человечнее, челюстями. При своих средних размерах, паук уже успел заслужить нехорошую славу. В статьях о нём часто пишут, что он входит в топ-10 самых ядовитых пауков, в чём я сильно сомневаюсь. А вот в том, что паук агрессивен, ядовит, а челюсти его остры сомневаться не приходится: все сообщения об укусах повествуют об острой боли, временном онемении пострадавших частей тела, иногда упомянуты тошнота и даже потеря сознания. Вот что передаёт "АиФ" по поводу этих членистоногих:
Как предупреждает Россельхознадзор по Орловской и Курской областям, яд этого паука представляет клиническую опасность для человека. Укус может вызвать сильную боль и привести к появлению некротической язвы.