Во главе всех книг стоит одна великая книга - Библия, в ней сокрыты сюжеты всех сюжетов и мудрость всех народов. Она стала концентратом прошлого и предсказала будущее, древние мифы народов мира и "Капитал" Маркса сошлись в этой книге, как родные братья. В ней найдутся ответы на вопросы и вдохновение для матросов культурного корабля. Как бы там ни было а прочесть Библию должны все.
В культурном кластере каждой страны должна быть своя книга книг и песня песней. Кто восседает на этих почетных местах в нашей стране? Возможно главная книга для России - это "Война и мир"? Или кто-то считает, что это место лучше всего подойдет для творений Достоевского?
Долго придется спорить нам на счет главной книги. А вот на счет главной песни, хотя и забытой, всё равно поспорить не удастся. Кишка тонка!
Во главе русской (песни) музыки стоит опера "Жизнь за царя" или "Иван Сусанин" - это наша музыкальная Библия.
Опера про народного героя-спасителя Ивана Сусанина сейчас знакома большинству граждан России скорее по анекдотам и пересказам. Она была написана еще при царе и как это можно понять из оригинального названия "Жизнь за царя", была посвящена монарху. Казалось бы, что с приходом безбожников и царененавистников - большевиков, первая классическая музыкальная эпопея должна была уйти в тень. Но со скрипом она была переставлена на новые чисто народные рельсы и советский зритель, как и зритель "России которую мы потеряли" тоже заимел возможность насладиться великим шедевром Михаила Ивановича Глинки.
Предана забвению опера стала совсем недавно, в наши просвещенные и золотые годы. Теперь, когда можно узнать всё и посмотреть всё - до самого главного творения руки, по обыкновению, не доходят. В прочем, тем и лучше. Значит этот зверь для нас непонятный! Мы к нему подойдем без предрассудков.
Канву, я думаю, знают все. Но если, что напомню, что опера повествует о далеких временах смуты, когда Россия только-только начала высвобождаться из под власти Польши. Понимая, что хорошие времена проходят, польская знать предпринимает отчаянный шаг - направить несколько боевых отрядов на поиски самопровозглашенного царя, вокруг которого планирует собираться некогда поверженная русская государственность.
Как все мы знаем - у поляков не получилось нарушить планы поднимающейся с колен России. Однако, если на поверхности мы видим голый факт, что мы победили, а они проиграли. То стоит нам занырнуть чуть поглубже и вот уже открываются нашему взору истории предательств и героических самопожертвований.
Чуть ли не последний отряд поляков попадает в деревню Домнино, откуда им уже рукой подать до места назначения. Деревенский староста Сусанин вызывается помочь полякам добраться до государя, однако, вопреки обещанию заводит врагов в глубь болот, где и погибает вместе с ними.
По странному стечению обстоятельств, в умах народа русский герой Иван Сусанин представляется не иначе, как глубоким старцем, который не сегодня-завтра отправится на покой. Примерно такое же предубеждение сложилось и в отношении Христа, мол, если он сын Божий - то и гвозди в запястьях он воспринимал, как нечто само собой разумеющееся. Данные ошибочные повороты в рассуждениях не только сбивают накал истории, но и разрушают основную мораль.
Возраст Христа на момент жестокой расправы - это цифра известная (33 года). Что касается Сусанина - то знатоки дают ему не больше 40-ка. Посему, до глубокого старика он не дотягивает годков этак 10, и жизнь в нём ещё кипит бурным потоком.
Всё в опере, по задумке либреттиста ли, или по решению композитора свидетельствует о том, что Сусанин пребывает не в конце, а в самом расцвете жизни - уже почти побежден коварный враг, в руки любимого человека отдана дочь Антонида. Сейчас бы свадьбу сыграть и на внуков посмотреть, а тут как на зло какие-то поляки пришли. Делать нечего, во имя прекрасного завтра, герою приходится спускаться в самый, что ни на есть православный ад - в болота. Там из покон веков у славян обитает всякая нечисть, там и черти живут, и нечистый.
Когда оперный Сусанин предчувствует надвигающуюся погибель, он изрекает:
Господь, в нужде моей ты не оставь меня!
Горька моя судьба!
Ужасная тоска закралась в грудь мою!
Легла на сердце скорбь...
Мне тяжко умирать, но долг мой чист и свят.
Данная сцена является аллюзией на "моление в Гефсиманском саду", и герою, если он по преступному умыслу наделён наклеенной седой бородой, в этот момент не особенно-то верится! Полным силы Сусанину и Христу совсем не хочется умирать. Им есть что терять.
В рукописном варианте оперы "Жизнь/смерть за царя" Глинка помечал партию главного героя "И.Сус". Естественно данный факт можно списать на особое чувство юмора, которым был наделен композитор. Однако, мне кажется, что шутки здесь неуместны.