На одном форуме развернулись настоящие баталии вокруг комментария. Пост был посвящен тому, какие поощрения учитель делает или нет ученикам. И вот один из комментаторов написал, вернее, написала, потому что это была дама: «Если ВПР или другую важную работу весь класс пишет без двоек, то тортик на всех».
Надо сказать, что и сам пост вызвал неоднозначную реакцию, поскольку отнес к поощрения отметки и слова одобрения ученикам. Как так: отметка – это поощрение? Это же оценка знаний учащегося! В общем, спорили люди.
Но вот этот комментарий про тортик вызвал особо эмоциональную дискуссию. Одни пользователи искренне недоумевали и даже возмущались: «Вы что серьезно?», «Зачем это?», «Да как это можно?». Другие поддержали написавшую про тортик: «Здорово», «Хочу к вам в класс», спрашивали, как организуется тортикопоедание.
Но не одобряющих было большинство. Главный аргумент такой. Дети пришли в школу за знаниями. Успеваемость, результаты нужны им, а не учителю. Наверное, поощрения ребенку нужны, но идти они должны от родителей, а не от учителя. Вот мотивировать учитель должен, но не поощрять, тем более сладостями.
А мне показалась эта традиция милой. Особенно, если имеются в виду начальные классы. Может быть, потому что всегда отмечаю свои личные достижения какими-то маленькими радостями. Завершила проект (корпела вечерами, штудировала книги и интернет) – купила мороженку. Завершила курс лечения (терпела болезненные уколы, каждый день носилась в больницу на процедуры) - вот апельсинчик. Балую я себя, да. Понятно, что апельсины покупаю и просто на стол, без личного поощрения своих усилий или без утешения за лишения. И мороженое могу купить просто так. И конечно, завершение проекта или окончание лечение приятно само по себе. Ведь это мне для чего-то нужно. Но я люблю эти маленькие уединенные радости, я их ценю как простую жизненную приятность.
И вот я представляю, что есть такой ритуал в классе. Есть общая победа - есть и общее застолье. Ну, невеликое, уж если честно. Но все вместе собрались, посмотрели в глаза друг другу, вспомнили задания, какие им пришлось выполнить, и дружно признали, какие они молодцы, что со всем этим справились. А потом пришли домой и рассказали родителями, какой у них замечательный класс. Чем плохо?
А главное, что это, как я поняла, нравится самой учительнице, это ей доставляет радость. Отдавать себя детям – разве не в этом суть учительской профессии? Конечно, то, что отдает учитель на уроках, дороже, ценнее одного тортика. Но привычка всем классом отмечать общие достижения не только дает сиюминутную радость, но и сплачивает класс.
А как вам кажется: это правильно, когда за общий результат учитель поощряет класс? Тортик в класс - это приемлемо?