Илья Карпенко
Говоря о том, что в России нашли замену Одессе, я имею в виду наше культурное пространство. А в него Жемчужина-у-моря внесла свой весомый вклад. Как говорят в Одессе:
— Таки да! Шоб я так жил!
(ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО — ЗДЕСЬ!)
МУЗЫКАЛЬНАЯ СТОЛИЦА ЮГА
Ответьте на простой вопрос:
О КАКОМ ГОРОДЕ СЛОЖЕНО БОЛЬШЕ ВСЕГО ПЕСЕН?
Тщедушные франкоманы – почитателя президента Эмманюэля Макрона (в миру – Микрона) тут же, картвя, завопят:
— Париж! Париж!
Ну да. Было парочку неплохих песенок про этот славный город на Сене.
Но даже Джо Дассен, воспевший «парижскую Дерибасовскую» – les Champs-Élysées (Шанз-Элизе́, Елисейские поля), имел одесские корни. А фамилию такую ему «подсуропил» его еврейский дедушка, который при въезде в США, не зная по-английски ни слова, повторял на идише:
«— Ик бин фун одессен…»
Так он стал Дассеном. Как и его внук Джо Дассен, что в переводе на одесский язык значит: «Жора из Одессы».
Так что, как говорят у нас:
— Перестаньте сказать!
Больше всего песен в новейшей истории человечества было сложено о красавице Одессе!
А почему? А потому что столько композиторов, музыкантов и исполнителей (причём мирового уровня) не родилось ни в одном другом городе мира. Причём и в бытность Империи Российской, и во времена Союза Советского: Одесса считалась и, по сути, являлась столицей Южной школы нашего музыкального искусства.
Как говаривали одесситы:
— Москва, конечно, первый город, но Одесса таки тоже не второй!
Исаак Дунаевский, Оскар Фельцман, Модест Табачников (автор самой одесской песни – «У Чёрного моря»), Константин Листов (автор «В землянке»), Виктор Чайка и другие. (Я уже не вспоминаю таких «чистопородных американцев», сделавших неплохую карьеру в Голливуде, как Луис Вольф Гильберт и иже с ним.)
А что говорить о гениальных музыкантах и педагогах, особенно скрипичной школы: Давид Ойстрах, Елизавета Гилельс (и её брат – гениальный пианист ХХ века Эмиль Гилельс), Самуил Фурер, Борис Гольдштейн, Альберт Марков…
Ну и исполнители, конечно! Куда без них? Антонина Нежданова, Леонид Утёсов, Валерий Ободзинский, Лариса Долина…
КОЛОНИЗАЦИЯ С БАНДЕРОВСКИМ ДУШКОМ
Но это мы с вами «пели песни» в основном о классике. Не забывая при этом, что Одесса не меньшая жемчужина шансона, чем тот же Париж. Но только со своим «смаком»! И в этом Одесса всегда была «первее всех»: хоть Ростова-папы, хоть Москвы-матушки, хоть Киева-батюшки…
И «На Дерибассовской открылась пивная» – это лишь малая капля в разливанном море одесского песенного творчества. И сколько их в своё время было перепето! Если я вам начну перечислять песни «за Одессу», вы перестанете меня читать на третьей странице…
Но сейчас гордая Южная Пальмира, как я уже писал, находится в бандеровской оккупации («Очерки оккупированной Одессы»; …«Очерки оккупированной Одессы» (5)). И там сейчас не очень-то до песен…
Пока на булыжных пляжах Сочи стоя (по-другому не получается) купаются и загорают вырвавшиеся из «самоизоляции» россияне, широкие песчаные пляжи Одессы и её окрестностей осваивают выходцы с Западной Украины.
Мои одесские друзья с болью и горечью констатируют:
— Рагульё рулит!
Влад Ильматов пишет из Одессы:
«Языковой вопрос в русскоязычных областях Украины обостряется. Нашли колонизаторы за что тянуть ниточку, обозляя людей. Затронули все аспекты разделяющие народ: язык, религия, стравливание братских народов. Развязали войну. Русский язык в школах остался только в начальных классах. Соотношение начальных классов (только в русскоязычных регионах) 1:4.
Насильственная украинизация прёт полным ходом. Безграмотность растёт на глазах. Зато колонизаторы радуются: всё идёт по намеченному плану, всё получается!
В Одессе на улицах всё больше слышен суржик. Охранники, продавцы магазинов, обслуживающий персонал – все приезжие из сельских районов. Причём они считают, что говорят по-украински... Но глубоко ошибаются. Языковая смесь режет слух, но её становится всё больше.
Оболванивание народа в языковом вопросе захватило юг и восток Украины. Политики, подняв хвост, подмахивают кураторам, помогают тем самым разваливать государство. Многие из них мучаются, переходя на мову, но все равно услуживают дядькам, переобуваются на ходу и ждут следующих дебильных команд по уничтожению своей страны...»
ДЕНЬГИ, КАК ВСЕГДА, УПИРОД!
От Одессы остался только миф, усиленно раздуваемый многими (в том числе такими, как я, «дурноголовыми одесситами», ностальгирующими по городу сладкого детства). А также очень раскрученный бренд. А на бренде, как известно всем (и не только в Одессе), всегда можно сделать свой маленький гешефт!
Как говорил один из героев романа «12 стульев», созданного великолепными одесситами Ильёй Ильфом и Евгением Петровым:
«— Деньги вперед!»
И этот «тезис» продолжают доказывать мои земляки-одесситы в своём песенном (и не очень) творчестве!
Свои 225 годиков Одесса, хотя и в оккупации, уже отметила. Ну так пусть свой следующий юбилей встретит свободной!
Оживай, моя Одесса! Пора!
ОДЕССКИЙ АНЕКДОТ
Одесса. Дворик. Сосед снизу встречает соседку сверху и осторожно интересуется:
– Сара Абрамовна… Я таки дико извиняюся спросить… А шо, ваш Сёмочка таки бросил музыкальную школу?
– А с чего вы взяли? Он туда даже и не поступал!
– Та шо вы говорите! Просто почти месяц он целыми днями лупил по барабану, а теперь уже три дня у нашем доме таки благословенно тихо!
– А-а-а-а… Так это сначала мой брат-шлемазл подарил Сёме на день рождения барабан. А потом пришел в гости мой дядя. И он был единственный, кто додумался поинтересоваться у ребенка, шо в этом барабане унутри!
Друзья!
Если вам нравятся мои статьи и те беседы с коллегами, которые я размещаю в этом моём блоге на страничке Дзена, ставьте значок «нравится».
Пишите умные, добрые или критические слова в комментариях; подписывайтесь на мой блог!
Не скрою, мне это приятно. Причём даже тогда, когда вы пишете не очень приятное. Просто это значит, что вам не безразлично то,
ЧТО, О ЧЁМ и КАК я пишу.
Спасибо вам!
Я, ваш Илья