Найти тему
Narrative Matters

Энциклопедия белорусского геймдева: от "танков" до Весёлой Фермы.

Оглавление

Беларусь - небольшое и непримечательное государство в Восточной Европе. Этот регион может похвастаться мировыми хитами, например, сегодня весь мир ждёт продолжения украинской игровой серии S.T.A.L.K.E.R., а за польским Cyberpunk 2077 уже установилась слава самой ожидаемой игры года. А чем же может похвастаться их соседка, маленькая страна Беларусь?

Я, как начинающий гейм-дизайнер, а также патриот своей страны (да, я беларус), всегда интересовался, а есть ли у нас вообще свои игры? Белорусские айтишники сегодня считаются одними из самых квалифицированных специалистов в мире, свою разработку отправляют на аутсорс к нам такие гиганты, как Microsoft, Google и PayPal. А что же с играми? Может ли белорусская индустрия похвастаться чем-то кроме World of Tanks? Ответ меня удивил... Да! Может! В этой статье я хотел бы затронуть самые известные примеры того, что наши тоже могут делать хорошо.

World of Tanks

-2

Начать хотелось бы сразу с крупнейшего гиганта белорусского гейм-дизайна, настоящего колосса, который вывел компанию Wargaming на мировой уровень.

Суть игры проста. Танковые бои на различных боевых машинах Второй Мировой войны, где представлены как и самые популярные танки, вроде советского Т-34 или американского Абрамса, так и малоизвестные образцы, а в редких случаях даже те, что так и остались лишь на бумаге. Механика отработанная и беспроигрышная - мультиплеерные сессионные баталии двух враждующих команд. Игра вышла в 2010-м году и получила около 30 наград на самых разных конкурсах. World of Tanks даже заслужила место в Книге Рекордов Гиннесса за рекорд в одновременном пребывании игроков в игре (190541 человек)! Неудивительно, что игра такого уровня заняла должность самой главной игры Беларуси.

-3

Но, именно этим игра мне и не нравится. Монополия это всегда плохо, особенно в IT-индустрии, а особенно в гейм-дизайне. Повторить успех WoT, кажется, невозможно, а остальные игры белорусских разработчиков просто утопают в тени Танков. Как сказал один очень умный человек (имя, к сожалению, забыл) - "сегодня в Беларуси каждый гейм-дизайнер только и умеет, что рисовать танки". Популярность World of Tanks сделала Wargaming одной из богатейших IТ-компаний в Беларуси.

Кстати, именно Wargaming, совместно с БГУИР (Белорусский Государственный Университет Информатики и Радиоэлектроники), разработала и открыла пару лет назад специальность "Информационные системы и технологии (в игровой индустрии)", студентом которой я горд являться. Но был у Wargaming успешный проект и до выхода Танчиков...

Order of War

-4

18 сентября 2009-го года состоялся релиз игры Order of War от издательства Square Enix. Проект получил положительные оценки критиков и получил любовь и внимание любителей стратегий в реальном времени. На сайте Metacritic игру оценили на 69 баллов из 100, рейтинг Order of War на сайте IGN и Игромания - 8/10 и 8.5/10 соответственно. Также, игровой портал PlayGround.ru назвал игру "Лучшей стратегией 2009-го года".

Order of War - стратегия в реальном времени в сеттинге Второй Мировой войны. На выбор игроку предоставляются две компании: противостояние американских войск и Вермахта на Западном фронте и борьба фашистов с Красной армией на Восточном. Одна из особенностей игры - кинематографический режим, похожий на таковой в стратегии Empire at War, когда управление переходит к компьютеру, а камера спускается с небес на поле боя, показывая игроку самые сочные кадры битвы.

-5

Одна из главных особенностей игры - саундтрек. Это неудивительно, ведь композитором для Order of War выступил сам Джереми Соул, настоящая легенда игровой индустрии. Фанаты игр от Bethesda и BioWare точно навсегда запомнили композиции из Star Wars: The Old Republic и серии The Elder Scrolls. Композиции Соула для игры The Elder Scrolls V: Skyrim по праву считаются одним из лучших саундтреков в истории игр.

Весёлая Ферма

-6

Шутки шутками, но Весёлая Ферма - отличная игра для своего времени. Простенькая стратегия с элементами тайм-менеджмента, выполненная в нарочито цветном мультяшном стиле - многие люди даже не считают это за игру. Но, нет. Любая игра раскрывается в своей сути, а не в графике или стилистике. Можно привести множество примеров красивых, но глупых игр, а также тех, графика в которых явно не подходит для своего времени, но тем не менее любима и почитаема миллионами.

-7

Разработчики Весёлой Фермы - студия Melesta (ныне Melsoft). Первая часть серии выпущена в 2007-м году, с тех пор игра получила множество продолжений, как номерных, так и спин-оффов, всего их было выпущено 14. В Ферму играли если не все, то большинство. Смысл игры в том, чтобы добывать ресурсы, продавать их, а на вырученные деньги покупать орудия труда для ещё более плодотворной добычи денег. Безотказная формула, которая приносит огромные прибыли и по сей день.

Изначально Весёлая Ферма вышла для ПК, но позже была портирована на множество платформ, от мобильных телефонов до PSP, портативной консоли от Sony.

This is the Police

-8

Мой личный фаворит сегодняшнего списка. This is the Police (2016-й год выхода) - своего рода симулятор полицейского, где нам предстоит взяться за курирование работы целого отделения полиции, руководя операциями, расследованиями, и действиями сотрудников на месте происшествия.

Главный герой - Джек Бойд, начальник полиции города Фрибурга, 60-летний матёрый коп. Однажды он узнаёт, что до его выхода на пенсию осталось ровно полгода, а именно 180 дней. Мечта Бойда - накопить на безбедную старость, обеспечив себе достойную пенсию. Желаемая цифра у нашего героя вполне конкретная - 500 тысяч долларов. Но как ему заработать столько денег? Продолжать работать честно и законопослушно? Возможно, но когда с тобой связываются члены мафии и предлагают неплохую сделку, отказаться сложно...

-9

Одна из главных механик игры - диалоги, которую играют большую роль в истории и развитии персонажа. This is the Police делится на две примерно равные части: симулятор полиции и графическая новелла, "мозг" и "сердце", другими словами. Первая часть про раскрытие преступлений, менеджмент персонала и мониторинг ситуации с преступностью. "Сердце" же продукта - его сюжет, раскрывающийся по ходу диалогов в новелле. Игрок вправе сам решать, какой характер и какие принципы будет иметь Джек. Остаться честным копом? Пожалуйста. Связаться с криминалом ради наживы? Тоже можно, но надо быть осторожнее. Только вы решаете, как именно получить заветные полмиллиона долларов за 180 дней.

-10

Игра стала успешна по всему миру. К релизу на ПК позже добавились версии на Xbox One, PS 4, Nintendo Switch, а также мобильные телефоны на iOS и Android. Ошеломительный успех дебюта минской студии Weappy дал компании стимул для создания сиквела, This is the Police II, в 2018-м году.

Итоги

Заканчиваю статью, хотелось бы уточнить, что данный список далеко не полностью рассказывает об играх, в нём представленных. Играйте сами, познавайте, я лишь дал вам своеобразную "наводку" на ваших возможных фаворитов белорусского гейм-дизайна. Поддерживайте статью лайками и комментариями, и тогда я обязательно составлю вторую часть данной "Доски почёта", собрав те игры, которые не поместились сюда. Поверьте мне, там ещё есть что посмотреть... Большое спасибо, и пока!