Беларусь - небольшое и непримечательное государство в Восточной Европе. Этот регион может похвастаться мировыми хитами, например, сегодня весь мир ждёт продолжения украинской игровой серии S.T.A.L.K.E.R., а за польским Cyberpunk 2077 уже установилась слава самой ожидаемой игры года. А чем же может похвастаться их соседка, маленькая страна Беларусь?
Я, как начинающий гейм-дизайнер, а также патриот своей страны (да, я беларус), всегда интересовался, а есть ли у нас вообще свои игры? Белорусские айтишники сегодня считаются одними из самых квалифицированных специалистов в мире, свою разработку отправляют на аутсорс к нам такие гиганты, как Microsoft, Google и PayPal. А что же с играми? Может ли белорусская индустрия похвастаться чем-то кроме World of Tanks? Ответ меня удивил... Да! Может! В этой статье я хотел бы затронуть самые известные примеры того, что наши тоже могут делать хорошо.
World of Tanks
Начать хотелось бы сразу с крупнейшего гиганта белорусского гейм-дизайна, настоящего колосса, который вывел компанию Wargaming на мировой уровень.
Суть игры проста. Танковые бои на различных боевых машинах Второй Мировой войны, где представлены как и самые популярные танки, вроде советского Т-34 или американского Абрамса, так и малоизвестные образцы, а в редких случаях даже те, что так и остались лишь на бумаге. Механика отработанная и беспроигрышная - мультиплеерные сессионные баталии двух враждующих команд. Игра вышла в 2010-м году и получила около 30 наград на самых разных конкурсах. World of Tanks даже заслужила место в Книге Рекордов Гиннесса за рекорд в одновременном пребывании игроков в игре (190541 человек)! Неудивительно, что игра такого уровня заняла должность самой главной игры Беларуси.
Но, именно этим игра мне и не нравится. Монополия это всегда плохо, особенно в IT-индустрии, а особенно в гейм-дизайне. Повторить успех WoT, кажется, невозможно, а остальные игры белорусских разработчиков просто утопают в тени Танков. Как сказал один очень умный человек (имя, к сожалению, забыл) - "сегодня в Беларуси каждый гейм-дизайнер только и умеет, что рисовать танки". Популярность World of Tanks сделала Wargaming одной из богатейших IТ-компаний в Беларуси.
Кстати, именно Wargaming, совместно с БГУИР (Белорусский Государственный Университет Информатики и Радиоэлектроники), разработала и открыла пару лет назад специальность "Информационные системы и технологии (в игровой индустрии)", студентом которой я горд являться. Но был у Wargaming успешный проект и до выхода Танчиков...
Order of War
18 сентября 2009-го года состоялся релиз игры Order of War от издательства Square Enix. Проект получил положительные оценки критиков и получил любовь и внимание любителей стратегий в реальном времени. На сайте Metacritic игру оценили на 69 баллов из 100, рейтинг Order of War на сайте IGN и Игромания - 8/10 и 8.5/10 соответственно. Также, игровой портал PlayGround.ru назвал игру "Лучшей стратегией 2009-го года".
Order of War - стратегия в реальном времени в сеттинге Второй Мировой войны. На выбор игроку предоставляются две компании: противостояние американских войск и Вермахта на Западном фронте и борьба фашистов с Красной армией на Восточном. Одна из особенностей игры - кинематографический режим, похожий на таковой в стратегии Empire at War, когда управление переходит к компьютеру, а камера спускается с небес на поле боя, показывая игроку самые сочные кадры битвы.
Одна из главных особенностей игры - саундтрек. Это неудивительно, ведь композитором для Order of War выступил сам Джереми Соул, настоящая легенда игровой индустрии. Фанаты игр от Bethesda и BioWare точно навсегда запомнили композиции из Star Wars: The Old Republic и серии The Elder Scrolls. Композиции Соула для игры The Elder Scrolls V: Skyrim по праву считаются одним из лучших саундтреков в истории игр.
Весёлая Ферма
Шутки шутками, но Весёлая Ферма - отличная игра для своего времени. Простенькая стратегия с элементами тайм-менеджмента, выполненная в нарочито цветном мультяшном стиле - многие люди даже не считают это за игру. Но, нет. Любая игра раскрывается в своей сути, а не в графике или стилистике. Можно привести множество примеров красивых, но глупых игр, а также тех, графика в которых явно не подходит для своего времени, но тем не менее любима и почитаема миллионами.
Разработчики Весёлой Фермы - студия Melesta (ныне Melsoft). Первая часть серии выпущена в 2007-м году, с тех пор игра получила множество продолжений, как номерных, так и спин-оффов, всего их было выпущено 14. В Ферму играли если не все, то большинство. Смысл игры в том, чтобы добывать ресурсы, продавать их, а на вырученные деньги покупать орудия труда для ещё более плодотворной добычи денег. Безотказная формула, которая приносит огромные прибыли и по сей день.
Изначально Весёлая Ферма вышла для ПК, но позже была портирована на множество платформ, от мобильных телефонов до PSP, портативной консоли от Sony.
This is the Police
Мой личный фаворит сегодняшнего списка. This is the Police (2016-й год выхода) - своего рода симулятор полицейского, где нам предстоит взяться за курирование работы целого отделения полиции, руководя операциями, расследованиями, и действиями сотрудников на месте происшествия.
Главный герой - Джек Бойд, начальник полиции города Фрибурга, 60-летний матёрый коп. Однажды он узнаёт, что до его выхода на пенсию осталось ровно полгода, а именно 180 дней. Мечта Бойда - накопить на безбедную старость, обеспечив себе достойную пенсию. Желаемая цифра у нашего героя вполне конкретная - 500 тысяч долларов. Но как ему заработать столько денег? Продолжать работать честно и законопослушно? Возможно, но когда с тобой связываются члены мафии и предлагают неплохую сделку, отказаться сложно...
Одна из главных механик игры - диалоги, которую играют большую роль в истории и развитии персонажа. This is the Police делится на две примерно равные части: симулятор полиции и графическая новелла, "мозг" и "сердце", другими словами. Первая часть про раскрытие преступлений, менеджмент персонала и мониторинг ситуации с преступностью. "Сердце" же продукта - его сюжет, раскрывающийся по ходу диалогов в новелле. Игрок вправе сам решать, какой характер и какие принципы будет иметь Джек. Остаться честным копом? Пожалуйста. Связаться с криминалом ради наживы? Тоже можно, но надо быть осторожнее. Только вы решаете, как именно получить заветные полмиллиона долларов за 180 дней.
Игра стала успешна по всему миру. К релизу на ПК позже добавились версии на Xbox One, PS 4, Nintendo Switch, а также мобильные телефоны на iOS и Android. Ошеломительный успех дебюта минской студии Weappy дал компании стимул для создания сиквела, This is the Police II, в 2018-м году.
Итоги
Заканчиваю статью, хотелось бы уточнить, что данный список далеко не полностью рассказывает об играх, в нём представленных. Играйте сами, познавайте, я лишь дал вам своеобразную "наводку" на ваших возможных фаворитов белорусского гейм-дизайна. Поддерживайте статью лайками и комментариями, и тогда я обязательно составлю вторую часть данной "Доски почёта", собрав те игры, которые не поместились сюда. Поверьте мне, там ещё есть что посмотреть... Большое спасибо, и пока!